Материалы

СПЕЦИФИКА КИНОИСКУССТВА

‘’Другое кино’’ в Россоши’’  Сталь Пензин Основы киноискуства Фото: Ю. Сало

Художественное творчество обладает уникальными возможностями для развития и воспитания личности. Неслучайно во «Всеобщей декларации прав человека» статьи о правах на образование и на искусство расположены рядом:

Статья 26. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности...

Статья 27. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством...

К сожалению, далеко не все способны реализовать свое право на наслаждение самым молодым искусством – кино. Причина этого – в распространенном заблуждении, будто для восприятия фильма не требуется никаких знаний, никаких усилий. А это не так. Экранное искусство обладает сегодня богатыми и подчас сложными средствами художественной выразительности. Начальные сведения о специфике кино, о его языке, с помощью которого создается фильм, обязательны, чтобы полностью разобраться в происходящем на экране, верно расшифровать авторский замысел, объективно проанализировать картину. ХХ столетие недаром названо веком кино. Кинематограф представляет максимальные возможности для знакомства с миром искусства. Это объясняется комплексом причин:

 

Чем обогатило кино нас всех, чем облагородило наш многострадальный век? Что вспоминаем из увиденного? Для каждого из нас история кино – это маленький смешной человечек в шляпе и с тросточкой; это мечущийся в муках сомнения царь Иван; это разведчик-подросток, из-за жестокой войны преждевременно расставшийся с детством; это знаменитый режиссер, переживающий творческий кризис после восьми с половиной фильмов; это парижский мальчишка, на которого судьба несправедливо обрушила «четыреста ударов»; это многострадальная Вероника, чей жених Борис погиб на фронте.

Прервем воспоминания, всех перечислить невозможно. У каждого в этом списке свои персонажи, которых экран сделал близкими и понятными. Главное – человек. Так повелось издавна, с самых истоков художественного творчества. Так будет всегда. Предмет искусства – личность. «Ars est homo additus naturae», что в переводе с латинского означает «Искусство – это человек плюс природа». Существует два метода познания человека: экстроспективный и интроспективный. Первый – стремление понять индивида на основе того же подхода, который применим ко всем объектам внешнего мира. Второй – рефлектирование, познание самого себя. Художественное творчество всегда опиралось на оба способа, но в ХХ веке искусство постепенно расстается с экстроспективным методом, почти полностью оставляя за собой интроспекцию. Столетняя история экранного искусства – это постепенный переход от экстравертивного фильма к интровертивному, способному показать внутренний мир героя. 

Синтетические искусства принято считать пространственно-временными. По отношению к театру это верно в полной мере, по отношению к кинематографу – с оговорками. Пространство сцены реально, актеры – живые люди. Иное дело экранное действие; фильм имеет временную протяженность, экранное же пространство лишено материального оформления, это просто цветные тени, скользящие по белому полотну. Поля, леса, реки, города и села, равно как и люди, – все это зрительские видения. оптический обман, возникающий благодаря монтажу и другим приемам. Это качество экрана было отмечено пионерами киноискусства Л. Кулешовым, Д. Вертовым, С. Эйзенштейном, Д. Гриффитом, придававшим большое значение монтажу. Эта особенность отличает кино от других искусств и роднит его с литературой – чисто временным искусством. В книге пространство воссоздается тоже иллюзорно, благодаря авторскому и читательскому воображению. Действительность выступает, по выражению философов, как объект, автор произведения – как субъект. В объективных результатах научной деятельности нет смысла искать личность ученого. Иное дело искусство, где все индивидуально, неповторимо. Но как почувствовать, уловить таинственную фигуру автора в художественных фильмах, где он остается «человеком- невидимкой»? Научится этому надо обязательно, чтобы отличать произведения мастера, масштабы дарования которого соотносимы с талантом Феллини или Бергмана, от ленты ремесленника.

Сталь Пензин

PS от модератора. Юра спасибо за коммент, но обсуждение предлагаю перенести в тему ВКонтакте

 

На правах рекламы

Последние комментарии

Областные

Претензионная работа июнь 2018, Россошь
Июнь 20, 2018 Областные 471

В Воронежской области с должников по взносам на капитальный ремонт взыскано 65,5 млн. рублей

Только за первую половину июня Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области подал мировым судьям заявлений о взыскании с неплательщиков взносов на капремонт задолженности на сумму более 2,5 млн. рублей. Всего же с начала года в рамках…

Из истории города

А.Я. Морозов, Россошь

В живых осталось шестеро

Май 08, 2015 Исторические 4458
День Победы 2013, Россошь

День Победы сорок пятого

Май 08, 2014 Исторические 6406
Историк-краевед А.Я. Морозов, Россошь

На Донских кручах

Авг 10, 2017 Исторические 1358
Калитва, Россошь

Да, были люди…

Фев 27, 2015 Исторические 5695
Россошь, Россошь

Встреча

Авг 20, 2015 Исторические 4090
Храмы, Россошь

История россошанских храмов. Фото.

Июнь 17, 2015 Исторические 4518

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «РоссошьРу», допускается только с письменного согласия редакции.

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+.

18+
Яндекс.Метрика