Донская рыбалка

Калитва, РоссошьВ пятницу, 14 августа 1959 года, мы с моим другом Георгием Тарасенко заканчивали покраску мебели в одном из россошанских учебных заведений. Подрядиться на эту работу нас вынудил, как говорят экономисты, острый дефицит семейных бюджетов. В тот день заканчивалась наша месячная «вахта», которую нам пришлось провести без выходных. Для меня, студента ВГУ, жить с пустым карманом было в порядке вещей, а Георгий в то время переживал трудный момент. Он вынужден был уйти из редакции газеты «Коммуна» из-за статьи, в которой рассказал, как местное руководство закупками мяса на стороне выполняет план государственных поставок.

Помню, в ту пятницу работы у нас оставалось совсем немного, но начинали мы ее трудно. Георгий даже пожаловался, что ему всю ночь снилась краска, которая разлилась как вода в половодье, и моему другу казалось, что она вот-вот накроет его с головой.

К полудню мы закончили красить оставшиеся стулья и сразу почувствовали облегчение. В просторном зале нас окружали громоздившиеся в несколько «этажей» свежевыкрашенные столы, табуретки, кафедры и прочая мебель, которой пользуются в любом учебном заведении. Мы с удовлетворением смотрели на результаты своего труда и думали об одном, как бы теперь отдохнуть пару-тройку деньков. Решение было обоюдным: не откладывая, махнуть на Дон порыбачить. Для этого же необходимо было срочно позаботиться о червях. Рыбаку очень важно иметь наживку в достаточном количестве. По сравнению с другими видами приманок дождевой червь обладает большими преимуществами. Его можно довольно долго держать в банке с землей, он хорошо удерживается на крючке и всегда пользуется спросом у подводных обитателей.

И вот мы, вооружившись лопатой и большими консервными банками, отправились на добычу этого необходимого для рыбалки «зверя». Обошли все известные нам места и везде натыкались на одну и ту же картину: земля тщательно перекопана, пропущена через человеческие руки и лишена всего живого. Даже на самом дальнем «месторождении» этого ценного «ископаемого» нам удалось, изрядно попотев, добыть не более 7-8 десятков. Но что значило такое количество наживки для двух нацелившихся на богатый улов мужиков, собравшихся просидеть на берегу Дона не менее трех дней. Ведь это же только чуть-чуть подразнить рыбёшку.

Серьезно озадаченные неудачным поиском червей, мы с Георгием медленно шли по недавно застроенной улице городской окраины. Мой друг неожиданно останавливается у одного из домов и начинает поверх забора внимательно осматривать двор. Я, молча, смотрю на него, не совсем понимая, что он намерен предпринять дальше.

Привлеченная нашим вниманием, из калитки выходит невысокого роста пожилая женщина и певучим голосом спрашивает: «Шо треба молодым хлопцам?». Георгий, не спеша окидывает ее взглядом, и вдруг брякает: «Маляры мы, тетка. Смотрим, не нужны ли вам помощники?».

Женщина, немного удивленная таким неожиданным вопросом, отвечает, что маляров ей пока «не треба», а вот месить глину и мазать хату они на днях собираются и, если мы хотим, то, пожалуйста.

Георгий интересуется, есть ли у хозяйки корова – оказывается есть. Это же то, что нам нужно, и мой находчивый друг приглушенным голосом, как бы по секрету, сообщает о нашей большой нужде в червячках. И тут же просит немного опешившую хозяйку позволить нам покопаться возле коровника, где складывают навоз. Женщина медлит с ответом, а Георгий тут же переходит в наступление, уверяя ее, что он только попробует копнуть, а то, может быть, их там и нет. Ещё не получив разрешения, Георгий открывает калитку и направляется в дальний конец двора. Хозяйка, ещё окончательно не решив, пускать нас или не пускать, семенит следом за ним. Через минуту Георгий веселым голосом зовет меня к себе. Преодолев просторный, захламлённый беспорядочно разбросанными стройматериалами и мусором двор, попадаю на задворки. Здесь у небольшого плетневого сарайчика Жора уже орудует лопатой, собирая червей прямо в горсть. Хозяйка оживленно разговаривает с ним, улыбаясь, будто старому знакомому. Все в порядке, теперь мы с червями.

На следующий день просыпаемся рано и хлопочем со сборами. Вещей получается много: рыболовные снасти, банки с червями, продукты, одеяло, два больших куска брезента для палатки. К новокалитвянскому автобусу поспеваем в самый последний момент. В салоне сиденья все заняты. Ничего не поделаешь, придется ехать стоя до самого Дона. Протискиваю в узкий проход между сидениями свой мешок и слышу сзади предостерегающий голос Георгия: «Смотри, не пролей!». Эти слова, словно электрическим током пронизывают мой мозг. «Забыл!» Забыл самое главное, забыл то, что было приготовлено в укромном месте больше недели назад, забыл и вино, и спирт. Поправить уже ничего нельзя - до дома далеко, а автобус отходит через считанные минуты. Я чувствую неловкость, Георгий, с укоризной глядя на меня, качает головой. И вдруг, к удивлению пассажиров автобуса, мы начинаем хохотать. Смеемся до слез и долго не можем успокоиться.

На широком придонском лугу у высокого с подпорками, похожего на развернутый циркуль столба, шофер по установившейся традиции, без напоминания, останавливает автобус. В его маршруте эта остановка не обозначена, но все водители автоколонны и рыбаки давно уже дали этому месту название «Рыбгородок» и без всяких письменных договоров признали необходимость такой остановки.

Луг тянется от Дона по Чёрной Калитве до самой Терновки. Отсюда вид на широкую, поразительно ровную речную пойму необыкновенно хорош. По правую сторону притока Дона луг окаймляет гряда меловых гор. У окраины Новой Калитвы продолговатым горбом возвышается Миронова гора. У её вершины до сих пор видны оставшиеся от прошедшей войны следы от траншей. С приречного обрыва хорошо видна песчаная коса противоположного берега. На ней темнеет палатка Подрезова, неподалёку от которой на песке лежит лодка, наполовину вытащенная из воды. Старый рыбак переправляет нас на свой берег, и мы облюбовываем себе место метров на 50 ниже его стоянки.

Солнце палит нещадно. Мы складываем у лозняка свои вещички и сбрасываем с себя одежду. Затем не спеша разматываем лески и забрасываем «пучки». Напротив, под крутым берегом, примостились не менее двух десятков россошанских рыбаков. Они все сосредоточены, приближается вечерний клёв.

Неожиданно для себя, я открываю счет нашей ловли 300-граммовой шамайкой. Георгию повезло больше – он подцепил хорошего судака. На этом вечерний клёв прекратился, но мы не стал расстраиваться. Впереди у нас было ещё две утренних и одна вечерняя зорьки, а на уху нам вполне было достаточно того, что поймали. Правда моя забывчивость лишила нас возможности перед ухой пригубить грамм по сто «спиритус-вини», но тут уж ничего не поделаешь.

Время приближалось к полуночи, когда мы с Георгием, сидя у яркого костра (дров мы не поленились заготовить) наслаждались свежей ухой. После жаркого дня августовская ночь принесла прохладу. Нагулявшийся за день ветер совсем утих. Безоблачное небо глядело на землю яркими светлячками звёзд. На юго-западе над резко обозначенной каймой горизонта повисла половинка лунного блина. Её отражение белым, мерцающим на лёгкой речной зыби столбом, легло поперёк реки. В лунном свете окружающий пейзаж выглядел внушительнее и таинственнее. Красный огонёк бакена, казался очень далёким, и в памяти невольно возникали заблудившиеся путники из сказки, которые шли на огонёк лесной избушки, где жили разбойники.

Неожиданно ночную тишину нарушает нарастающий густой шум. Проходит немного времени, и из-за поворота реки появляется яркий луч прожектора, а потом и сам виновник шума – небольшой пароходик, за которым тянется вереница барж. Речной поезд проплывает мимо и скрывается за поворотом. Некоторое время слышен постепенно удаляющийся шум, а потом и он растворяется в ночной тишине.

Утром просыпаемся рано. Вылезаем из своей палатки и идём проверять пучки. Струйки прохладного воздуха проникают под бушлат, вызывая лёгкий озноб. Кожа сразу покрывается мелкими пупырышками. На крючках пусто, ни рыбы, ни червей. Ночью рыба ловится плохо. К утру нужно на крючках обновить наживку. Самый весёлый клёв начнётся часиков в восемь. Тогда только успевай следить за «пучками».

В то утро нам повезло. Хорошо брался синец – довольно крупная рыба от 25 до 30 сантиметров (местные рыбаки называют её шамайкой). Когда клёв кончился, с удовольствием выкупались в Дону, а потом сходили в лес полакомиться ежевикой и набрать дров.

К полудню на залитой солнцем небесной сини появились тучи. Мы поглядывали вверх и гадали: пойдёт или не пойдёт. На первый взгляд дождю вроде бы и идти было не из чего, но он всё-таки пошёл. И начался он в тот момент, когда мы сели перекусить. Пришлось спасаться под стареньким плащом. Дождик, как мы и ожидали, получился небольшой, но наша одежда и одеяло промокли.

Вечером рыба опять забастовала. Долго возились с костром. Отсыревшие дрова горели плохо. Пламя то вырывалось наружу, то совсем исчезало. Дым ел глаза, но каждый из нас старался придвинуться поближе к огню, чтобы хоть немного подсушить вымокшую одежду. Постепенно наше положение наладилось. Пламя в костре больше не пряталось в едком дыму, горело ярко и ровно. Огненные язычки весело резвились под чернобоким котелком, из которого вместе с паром до наших ноздрей доносился яблочный запах. Ещё немного и мы под ночным небом при свете костра, блики которого падали на чуть-чуть колеблющуюся гладь Дона, пили душистый яблочный навар из стеклянных литровых банок с ещё сохранившимися этикетками маринованных огурцов.

Ночью к нам неожиданно вторглись не прошеные гости. Рыбаки новокалитвянской артели решили вытащить невод на песчаную косу рядом с нашими «пучками». Пришлось спасать снасти. Ругаемся и долго разбираем и вновь закидываем в Дон, вытащенные рыбаками «пучки». Потери сравнительно невелики: один «пучок» бесследно исчез, а на двух других оторвали крючки. После устранения повреждений пробуем заснуть. Под отсыревшим одеялом невозможно согреться. Кое-как додремываем до половины четвёртого, поднимаемся и идём разводить костёр.

Утренние лучи солнца постепенно возвращают нас к нормальной жизни. Около восьми часов жилку моего «пучка» что-то сильно дёргает. Быстро подсекаю и тяну, чувствуется сопротивление. Ещё немного усилий и из воды выныривает усатая плоская голова. Попался хороший сомёнок. Только успел посадить его на кукан, зазвенел ещё колокольчик, а потом сразу два. Пришлось побегать от одного «пучка» к другому.

К одиннадцати часам у нас с Георгием закончилась наживка. Пришла пора «сматывать удочки». Собираем свои пожитки и укладываем в сумки улов. У меня, кроме сомёнка 15 шамаек, 6 густёр и одна чехонь. У Георгия улов намного больше – ему в это утро попались два больших чебака.

Перед уходом купаемся в Дону. Чистая вода приятно охлаждает тело. После купания одеваемся, не вытираясь, чтобы хоть немного удержать прохладу. До Новой Калитвы топаем пешком, а там, на наше счастье, почти сразу попадается, попутная машина.

Популярные новости

На правах рекламы

Афиша города

20.10.2017 11:00 [Ледовый дворец] Детский турнир по хоккею с шайбой

20.10.2017 13:30 [Межпоселенческая библиотека имени А.Т. Прасолова] Районный конкурс чтецов поэзии Р.Е. Дерикот к 80-летию со дня рождения «Наследникам Россошь оставила»

03.11.2017 17:00 [ДК имени Милованова] Праздничный концерт ко Дню народного единства "Россия, Родина, Держава...". Вход свободный

04.11.2017 16:00 [МКУ г.п.г. Россошь "Детский развлекательно-развивающий комплекс"] Карнавал по мотивам русских сказок (развлекательная программа для детей)

05.11.2017 14:00 [ДК имени Милованова] Театрализованный концерт "История с нами, история в нас"

Также вы можете посетить: Молодежный центр, Детский развлекательно-развивающий комплекс "Изумрудный город"Ледовую арену, СК "Химик", СОК "Строитель"кинотеатр, боулинг, обсерваторию, бильярд, Городское туристическое агентство «Презент», Краеведческий музей, Воскресную школу, Музыкальную школу, Дом ремесел.

Последние комментарии

Областные

Следствие, Россошь
Октябрь 12, 2017 Областные 344

Следователями СК задержаны гражданские супруги, подозреваемые в продаже малолетней девочки

Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области в отношении граждан Республики Узбекистан, проживавших в Воронеже, 39-летнего мужчины и его 29-летней гражданской супруги возбуждено уголовное дело по признакам…

Из истории города

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «РоссошьРу», допускается только с письменного согласия редакции.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 54671

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+.

Адрес редакции: г. Россошь, Пролетарская

Телефон редакции СМИ: +7 (929) 007-06-02

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Показать рекламные места