Еще в 2021 году многие компании запустили переход к использованию экологически чистых материалов в шинах, при этом крупные производители, включая Continental и Michelin, стремятся радикально очистить производство к 2050 году.
Постоянное ужесточение стандартов и экологические нормы, заставляют корпорации искать новые пути решения. Новые стандарты Евро-7 еще более ужесточат и без того высокие нормы.
По сути, это означает замену продуктов нефтепереработки, используемых в качестве основных ингредиентов (синтетического каучука и технического углерода), на биоматериалы и переработанный технический углерод, сталь и пластик.
Маловероятными заменителями являются одуванчики, однако несколько лет назад новость о внедрении в производство новых моделей шин Континенталь под брендом Гиславед, создало хороший плацдарм для дальнейшего поиска альтернатив.
Полиэтилентерефталат (ПЭТ) из переработанных бутылок и рисовая шелуха – побочный продукт пищевой промышленности, который обычно годится только для вывоза на свалку.
Дела пошли дальше: Continental недавно заявила, что первой выпустит на массовый рынок колеса с «высоким содержанием» экологически чистых материалов.
Автошины Ultracontact NXT, которые подходят как для машин с двигателями внутреннего сгорания, так и для электрокаров, на 65 % изготовлены из возобновляемых или переработанных материалов. Для любого скептика 28% экологически чистых материалов сертифицированы посредством «балансировки массы» в процессе Международной сертификации устойчивого развития и выбросов углерода (ISCC), который отслеживает путь экологически чистых материалов по мере их перехода в продукт.
Возобновляемые материалы добавляют еще 32% к этому показателю, а оставшиеся 5% приходится на переработанные материалы. К возобновляемым источникам энергии относятся смолы, а не сырье на основе нефти.
Магазин Autoshini.Ru напоминает, что кремнезем играет важную роль в характеристиках резины, влияя на сцепление, сопротивление качению и долговечность. Он используется в качестве частичного заменителя технического углерода с 90-х годов. Традиционно его делают из песка.
Песка в мире много, но производство кремнезема из него энергозатратно и требует температуры 1400 градусов Цельсия. Напротив, производство кремнезема из золы рисовой шелухи требует гораздо меньше тепловой энергии, около 100 градусов Цельсия.
Переработанные ПЭТ-бутылки используются для производства полиэфирных волокон, поэтому, хотя они и не являются возобновляемыми в том смысле, что сырье основано на нефти, они делают процесс круговым, предотвращая выбрасывание бутылок на свалку или сжигание. По информации магазина Autoshini.Ru, в каждую автошину входит от девяти до 15 бутылок, в зависимости от размера. Изготовленные из них полиэфирные волокна используются внутри каркаса колеса.
Газообразный бутадиен на нефтяной основе, обычно получаемый из углеводородов и используемый для производства синтетического каучука, заменяется биобутадиеном, который можно производить из этанола. Этанол легко получить (и это делается уже много лет) путем ферментации биомассы.
Важнейший ингредиент шин, углеродная сажа, обычно производится путем сжигания нефти или газа при высоких температурах с получением гранулированного порошка. В этом случае переработанный технический углерод из старых колес снижает его воздействие и является одной из вещей, на которую распространяется сертификация ISCC.