Виталий Коваленко: «Я был человеком, выпивающим с радостью»

0
46

Звезда сериала «ГДР» рассказал WomanHit о том, как отказался от вредных привычек, похудел на 15 килограмм и признался, что у него от немца

Виталий Коваленко: «Я был человеком, выпивающим с радостью»

В его фильмографии более 130 работ, его знают по «Ладоге», «28 панфиловцам», «Аманату», «Родителю», «ГДР», «Цою», «Человеку у окна», «Мосгазу» и другим. Он заслуженный артист России, но путь его начался в Казахстане. Он прошел практически всю страну, а сегодня переезжает жить из Санкт-Петербурга в Москву.

— Вы живете в Питере или, я слышал, перебрались в Москву?

— Я в процессе переброски. Но я не сказал бы, что питерский человек. Родился в Казахстане. В Санкт-Петербурге с 2002 года.

— Вы родились в Казахстане, учились в Екатеринбурге, потом Новосибирский драматический, затем Питер. У вас не было ощущения, что вы выбрали путь кочевника?

— Москва — это мой пятый город. Где-то было тяжелее, где-то проще, легче, но профессия предполагает все-таки в своей сути какую-то кочевую жизнь. И это сопряжено с тем, что из нашей профессиональной жизни уходит понятие «театр-дом». Потому что жизнь сложнее, чем рамки какого-то репертуарного театра. При этом я его самый преданный артист. Ну мне так кажется, потому что я его люблю и обожаю, и мне сложно совмещать другие роды деятельности с театром-домом.

— Вы говорите, что преданы репертуарному театру, но в Санкт-Петербурге вы оставили театр. Хотя продолжаете играть определенные роли в Театре Наций…

— Ну просто в Театре Наций уникальный формат: будучи репертуарным театром, он не имеет труппы. Я знаю по крайней мере таких два театра — в Санкт-Петербурге «Приют комедиантов» и в Москве Театр Наций. Есть основной костяк артистов, которые сотрудничают с театром. По сути на каждый спектакль ты заключаешь отдельный договор, и это очень удобно и в плане регламентирования графиков, и расписания. Это удобно и во взаимоотношениях с театром, и в формировании репертуарной политики, потому что театр может менять ее в зависимости от своих потребностей и использовать артистов, которые ему нужны.

— Я читал, что в детстве вы ко всему быстро остывали. Чем зацепил театр?

— Зацепил меня прежде всего своей неизвестностью, своей сложностью, своей, наверное, недосягаемостью. Мне всегда было сложно становиться на творческий путь, то ли в силу своего зодиакального знака, то ли воспитания. Я далеко не творческий человек был и в раннем детстве, и в юности. И только количество людей, которые встретились на моем пути, очень важных для меня, вернули меня в эту стезю, за что я им благодарен. Это мои педагоги, товарищи, друзья, социум, в котором я оказался в поздней юности, с последних выпускных школьных лет. И вот это меня все время терзало, что для меня это было очень сложно, но очень манило, и манило прежде всего умением и какими-то достижениями моих близких товарищей, друзей и учителей. Какие-то примеры, которые на меня производили очень сильное впечатление и давали надежду, что я могу этим заниматься.

— Какое значение сегодня придаете дружбе, в то время когда практически все уже общаются в соцсетях?

— Я думаю, что этого никто никогда не отменит и это необходимая часть нашего психофизического здоровья, то, что нас формирует как личность, то, что нас формирует как людей, которые обладают органами чувств, включая тактильность.

— Вы тактильно общаетесь?

— Ну конечно. С появлением соцсетей как средства коммуникации, это становится сложнее, но все равно самое ценное, что есть в общении — это близость друг к другу просто на физическом уровне. Выражение глаз, настроение человека, его участие на уровне энергетики.

— Что для вас друг настоящий?

— Друг — у меня нет системы такого определения. Есть масса поэтических строк по этому поводу, есть прекрасные песни, включая Владимира Семеновича, есть выражения, поговорки по этому поводу. Видимо, друг — это человек, без которого ты не можешь, без которого ты не ты. Друг, это какая-то часть тебя, человек, который с тобой и в радости, и в беде. Друг — это семья.

— Знаете, один актер сказал давным-давно: будь на каком-то километре МКАДа в три часа ночи с топором и человек отвечает «да, буду», не спрашивая, зачем, почему.

— Ну, собственно, да. Видимо, это входит в какой-то реестр дружбы.

— Ну это шутка была, но тем не менее что-то в этом есть правдивое.

— Просто друзья, уровень дружбы, дружеские отношения предполагают доверительные отношения. Понятно, люди разные. Но друзья… Чем меньше сомнений в неадекватности какой-то просьбы или стремления друг друга увидеть в каких-то странных обстоятельствах, тем он больше друг.

— В фильме «Союз спасения» вы играете великого князя Константина. У вас целая коллекция образов исторических и политических деятелей, военных. Ответственность испытываете, играя их, особенно тех, кого визуально помнят люди сегодня, как того же Горбачева, которого вы исполнили в «ГДР»?

— Все те исторические личности, которых мы можем воспринимать по историческим фактам, событиям, не наши современники — они в большем допуске их воплощения. А наши современники — это другого рода ответственность, потому что они в каждом из нас, сопряжены с нашим взрослением, с нашей жизнью, с нашим ощущением и отношением к этим событиям. Не хочется говорить, что историческая современная личность для каждого своя, но да, все мы воспринимаем их субъективно, с учетом тех реалий, в которых каждый из нас находился и как эта конкретная историческая личность на него в этих реалиях повлияла. В этом большая сложность.

— Ну а понравилось побывать в образе императора?

— Да, конечно, понравилось. Что касается костюмного исторического кино, мне очень нравится присутствие эпохи, присутствие времени в любых ипостасях. Я люблю историческое кино. И еще фэнтази. У меня такого опыта еще не было, но я мечтаю о том, чтобы мои актерские чаяния позволили мне соприкоснуться с такого рода материалом.

— Ну дай Бог.

— Это касается и в прямом смысле иллюзорного мира, придуманного. Но ни в коем случае не утопического, все-таки ближе к сказке, больше нашей культуры, российской современной и советской фантастики.

— Что в «Союзе спасения» вам понравилось больше всего?

— В «Союзе спасения» мне понравился масштаб и очень серьезный подход с точки зрения исторического понимания тех событий. Я не знаю, насколько в этом есть какая-то историческая оценка, но люди очень серьезно заморочились, занимались исследованиями множеством источников, воссоздания действительности, городов, площадей. Это касается интерьеров внутренних: убранства палат, костюма, реквизита, что стояло на столах, что горело, что лежало, что читалось, как писалось. Люди прекрасно с этим справились и было очень отрадно от самого масштаба съемок и вообще от исторического жанра, который появляется в нашем синематографе. И в этом смысле я вижу очень большую просветительскую пользу. Было прекрасно, отрадно. И все коллеги, которые в этом участвовали, играли основных действующих лиц, тоже были очень увлечены идеей: лошади, шпаги, эполеты, дают другое внутреннее ощущение, другую стать. И это очень завораживает, включает в тебе совершенно другую инерцию, энергию.

— Виталий, а как одеваетесь в жизни?

— Никак.

— Голый ходите?

— Не в чем мать родила, но в том смысле, что если мне нравится какая-то вещь и я понимаю, что буду носить это долго, покупаю сразу несколько пар обуви или несколько одинаковых сорочек. Понимаю, что надо что-то менять в этом смысле, но я не люблю думать по утрам, что мне надеть. А я люблю, когда тело вживается в одежду, мне хочется какого-то комфорта. Это не совсем широкое, не совсем оверсайз, это чуть-чуть больше под мою фигуру, чтобы было комфортно. Понимаю, что в силу профессии нужно иметь разный гардероб, чтобы куда-то выйти и в чем-то зафиксироваться в нашем с вами формате, но это не смокинг. Хотя смокинг…

— Вам тоже идет.

— Ну, грубо говоря, если я начинаю в это играть, если у меня есть возможность где-то надеть смокинг, я с удовольствием раз в год его надену.

— Как я понял, вы выбираете стиль, а не моду.

— Собственно, да. Это светло-серый, синий, темно-зеленый, темно-голубой.

— А как вы подошли к выбору цветов?

— А не знаю. Подошел к зеркалу, смотрю, что на мой взгляд, больше мне органично. Ни в коем случае не флуоресцентные, не ядовитые.

— Соответственно своему возрасту?

— Знаете, с юности у меня, по сути, ничего не поменялось.

— То есть ответственность за то, как вы выглядите, лежит только на вас? Ни в коем случае не на супруге?

— Нет. Хотя надо мной работают и с каждым разом все серьезнее пытаются, чтобы просто я попробовал что-то другое. Надо пробовать, чтобы понять. В этом смысле активность со стороны супруги наблюдается. Но пока я не в явной степени, но внутренне сопротивляюсь.

— Что значит для вас ответственность за ближний круг, за семью?

— Я не знаю, просто в этой ипостаси я как-то разделен. В том смысле, что я, конечно, чувствую ответственность за то, что мне нужно что-то дать, имеется в виду как-то воспитать детей своим умением, своим знанием, ощущением пространства, общества, времени. Но, с другой стороны, я понимаю, что могу не соответствовать талантам и стремлениям моих детей. Они же должны быть лучше. Я могу себе только позволить не делать зла, не тревожить их, быть рядом с ними эмоционально и ни в коем случае не определять их стремления в каких-то потребностях реализовываться.

— Хорошо, вы не тревожите своих старших Олю, Алексея и Илью? Чем они сейчас занимаются, вы знаете?

— Они учатся. Ольга в университете. Пацаны заканчивают третью школу, формат средней школы. Им 15 лет, они типа пареньки большие.

— Но они не пошли по вашим стопам?

— Нет, не пошли. Может быть, и к лучшему.

— Вы не настаивали?

— Нет. Никогда в нашей семье такого не было, чтобы привлекать их к какой-то творческой деятельности именно в исполнительском качестве. У нас же инструмент — наше тело. В этом смысле кто-то поигрывает на гитаре, кто-то рисует. Если бы их что-нибудь заинтересовало в моей деятельности, они бы сами на это подлипли.

— Дискомфорта от этого не испытываете?

— Мне было какое-то время грустновато, что они не интересуются тем, чем я занимаюсь. И в редких случаях кто-то из моих детей видел меня на сцене. А мне бы, конечно, очень хотелось, чтобы они на меня посмотрели и увидели, чем я занимаюсь. Театр такое текущее искусство, что закрыли спектакль и все, редко на каких носителях это остается, в отличие от кино.

— Ну да, как говорят: кино это плевок в вечность, а театр это пришел, увидел и ушел.

— В каком-то смысле да.

— Вместе с памятью человека все забывается.

— Да. Если нет летописцев, если ты не определяешь исход театра на ближайшие десятилетия, если ты не реформатор, если за тобой никто тем более не зафиксирует, это все эфемерно. И, конечно, в раннем детстве моих детей хотелось бы, чтобы они на меня посмотрели с какой-то другой стороны. Потому что роли и количество характеров дают возможность другой реализации, ты видишь другого папу, менее задорного или более, или старого, или молодого, или более злого.

— А вы задорный папа?

— Нет, не задорный. Я самый обыкновенный папа.

— Вы по маме немец. Что немецкого передалось вашим детям?

— Вот какая-то мера сдержанности во всех смыслах, чуть-чуть я страдаю от того, что эмоционален больше внутри, чем внешне. У меня, конечно, есть всплески, за которые я себя ругаю, позволяя себе что-то такое, чего можно было и не позволять. Псевдо-аккуратность. Потому что есть какие-то вещи, в которых я катастрофически не аккуратен. Но очень педантичен в том, что касается устройства быта, чистоты на кухне. Это у меня от мамы — патологическая чистота. Я могу стоять и целыми днями в свободное время готовить и в то же время натирать плиту. Хотя можно было подождать и потом чистить после всего процесса приготовления. А я совмещаю. Если я пролью пенку с бульона, пронося его на ложке, тут же начинаю чистить. Отношусь к этому с долей иронии, но это расстройство.

— На немецком кто-то говорит из детей?

— У них в активе много языков. Они в этом смысле не в меня пошли. Но немецкого пока еще нет. Но собственно, и я тоже не говорю. Я воспитывался с дедушкой-бабушкой, они в быту разговаривали на немецком. Моя мама тоже до школы говорила. Но с годами она уже в достаточно преклонном возрасте язык потеряла.

— Язык уходит, если его не практикуешь.

— Да. А так я рос в бытовом смысле на немецком языке. Но в меня ничего не вошло, кроме поешь, погуляй, каких-то ругательств смешных и каких-то миловидных. Конечно же, это пасха, это яйца, рождественские кролики. Праздники, которые сопряжены с католицизмом, с христианской культурой. Книжки на немецком. Тайное хождение бабушки с дедушкой в церкву. Она так говорила: «в церкву». Думаю, что у них была какая-то протестантская вера. Вот это есть. И со старшим братом мы это в полной мере ощутили и никуда не делось. И конечно же, это кухня: фасоль, свинина, капуста. До сих пор одно из моих любимых яств это прекрасное семейное поколенческое блюдо — соленая фасоль стручковая со свининой, тушеной с пюре. Это всегда в наших застольях, когда есть возможность, ее надо заготавливать по осени, что мама успешно делает. Ну и еще некоторые кулинарные секреты, которые тоже до сих пор в моем гастрономическом активе занимают очень большую часть.

— Так это была «церква» или «кирха»?

— Дело в том, что мои бабушка с дедушкой, конечно, говорили «кирха», но у них было такое странное путание падежей, то ли просто коверкание окончаний. Они поволожские, говорили «памадоры». Конечно же, кирха и конечно же, был Гете на книжных полках, полные собрания на немецком языке. Дед точно почитывал. И писал он на немецком языке, даже просто записки. И думали они соответственно на немецком языке.

— Как вы считаете, актер должен следить за собой? Просто вы такое блюдо калорийное назвали. Поддерживаете себя в физической форме или нет?

— Прямой ответ: конечно, должен. Не у каждого получается, но я себе пообещал и пока успешно к этому иду. Вопрос не в наличие жира или пищи, которая калорийна, и тем более алкоголя. Вопрос в количестве. У меня был период безответственный. Уже полгода я занимаюсь собой и не чувствую никакого дискомфорта, по сути, себе ни в чем не отказываю. Просто слимитировал для себя какую-то часть продуктов, каких-то в приоритете больше. Пришел к тому, что возвращаю себя к прежним психофизическим данным. Хвастаюсь, что минус 15 килограммов за небольшое количество месяцев скинул.

— Круто.

— Даже больше. И чувствую себя прекрасно! Понимаю, что в этих обстоятельствах других вариантов у меня нет. В силу уже серьезного возраста и в силу того, что надо заниматься профессией, нам же не только сказочников-героев играть.

— Скажем так: не только вам в пиджаках сидеть за столом. Вам еще и по лесу бегать с автоматом.

— Не то, что надеюсь, а я уверен.

— Отношение с алкоголем? Вы как-то признались, что отдых на море должен быть не более недели, потом начинаешь спиваться. Это как?

— Имелось в виду не в буквальном смысле. Последнее время я практически совсем не употреблял алкоголь. Ну а вообще долгие годы я был человеком, выпивающим с радостью. Вопрос в том, что выпивать я люблю, выпивать я умею, выпивать это в моей культуре. И никогда у меня не было с этим проблем. Тем более с количеством алкоголя. Но я понимаю, что нужно что-то менять. Алкоголь лишает тебя права активного отдыха. И видимо, я это имел в виду.

— Вы рассказали про старших детей, а что дочка Ксения от второго брака? Как много времени удается находиться в семье с вашей занятостью?

— В этом большая проблема, она сопряжена с переездом в Москву. Я в процессе. И так складывается сейчас моя жизнь, что в основном работа у меня вся в столице нашей родины. С прекрасными театрами продолжаю сотрудничать.

— Но тяжело мотаться.

— Если это экспедиции, затяжной съемочной период или репетиционный, когда ты находишься в репзале, или на выпускном этапе, ты конечно же, не видишься с семьей. Но они сюда приезжают, и я в свободное время пытаюсь поехать в Питер. Да, я чувствую, что в этом есть трагедия, потому что большую часть именно домашнего времени дочь в номинале трех лет проводит с моей супругой без меня. Это даже не ее проблема, жизнь покажет, конечно, моя проблема. Потому что я не вижу самого крутого, что происходит в этот период жизни, когда человек растет, и изменения происходят каждый день. И это такой концентрированный возраст, когда каждый день у нее новые открытия, новые возможности, новое понимание пространства. Вот в этом, конечно, есть очень большое «но», которое противопоставляется работе. Но мы делаем все для того, чтобы это изменить.

— Увлечение лыжами осталось?

— Недавно мы с супругой съездили покататься на три дня, нам с погодой не повезло. Я года два-три не выезжал. Осталось на уровне инерции. Стараемся последние годы раз в сезон встать на лыжи. Супруга у меня только начинающая.

— Но она разделяет ваше хобби?

— А от ее инерции и идет. Я-то знаю, чем это заканчивается.

— Колени не болят?

— Мы пользуемся всякими примочками. Пока не беспокоит. Но я понимаю, что надо страховаться ортопедическими штучками.

— Любимые места какие?

— Я был очень много где. Сейчас практически недосягаема заграница. Катался и в России. Не в качестве рекламы, но самое комфортное катание это Шерегеш. Единственный его минус — он далек и разница 4 часа. Прекрасен и Кавказ. Сейчас попробую счастья на Камчатке.

— Скажите, как расслабляетесь? Только не говорите, что не напрягаетесь.

— Намывая кухню, расслабляюсь. Как еще? Люблю, конечно, баню.

— Русскую или финскую?

— Конечно, предпочтительна русская, со всеми опциями. Но я не настолько люблю, чтобы пойти туда один. Люблю со всеми этапами парения, но без компании баня для меня не баня. Сам себя по спинке не похлопаешь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь