Эффективная система бухгалтерского учета — это основа успешного управления предприятием. Качество бухучета напрямую зависит от того, насколько точно указаны финансовые данные, насколько правильно составлена бухгалтерская отчетность и насколько грамотно спланированы финансовые операции. Каждый руководитель должен понимать, как наладить систему, которая улучшит контроль над финансами и повысит общую продуктивность предприятия.
Финансовый учет: основные правила
Учет финансово-хозяйственной деятельности обязателен для всех юридических лиц. Право не вести такой учет имеют нотариусы, адвокаты, ИП и физлица, а также иностранные компании, ведущие учет доходов и расходов по установленным правилам.
Бухгалтерский учет предоставляет критически важные данные о финансовом состоянии предприятия, необходимые для управления бизнесом. К тому же бухгалтерская отчетность важна для заключения долгосрочных контрактов, привлечения инвестиций и получения банковских кредитов. Многие предприниматели ведут бухучет по личному желанию. Так они развивают бизнес, налаживают сотрудничество с крупными партнерами.
Важно, чтобы бухгалтерский учет осуществлялся с ориентиром на такие принципы:
- постоянство — непрерывно на протяжении всей деятельности предприятия;
- полнота — регистрация каждого хозяйственного события;
- точность — отражения операции в процессе выполнения или непосредственно по ее завершению;
- предусмотрительность — оценка результатов с осторожностью, признавая доходы и активы по минимальной оценке, а расходы и пассивы по максимальной;
- расчетная валюта — учет в рублях, дополнительная информация может быть выражена в валюте другой страны либо в числовых показателях;
- запись по дебету и кредиту — регистрация каждой операции происходит на двух счетах.
Помимо бухгалтерской отчетности, предприятия обязаны составлять налоговую отчетность. Учет по налогу на прибыль схож с бухгалтерским учетом, но доходы и расходы признают иначе. Учет по другим налогам проще: НДС — расчет на основе исходящих и входящих счетов-фактур, налог на имущество — принимая во внимание остаточную стоимость объектов по кадастру либо по бухгалтерским сведениям.
Возможные варианты ведения финансового учета
Допускается ведение учета доходов и расходов одним из таких способов:
- делать все самостоятельно;
- назначить главбуха ответственным за отчетность;
- заключить договор с частным бухгалтером;
- заказать аутсорсинг бухгалтерии (в этом случае также становится доступна налоговая консультация и другие услуги).
В любом случае организация бухучета начинается с планирования его важнейших частей: план отчетности, рабочий план счетов, план документооборота и др.
Аутсорсинг бухгалтерии: почему стоит передать учет профессионалам
Доверив ведение бухучета сторонним специалистам, руководитель предприятия получает следующие преимущества: возможность сконцентрироваться на том, что приносит доход; отсутствие зависимости от больничных или увольнений штатных бухгалтеров; экономия на зарплате, страховых взносах и пр.; снижение рисков штрафов; повышение безопасности в области ТК.
Важно понимать, что перечисленные преимущества доступны только в случае, если бухгалтерское обслуживание осуществляют профессионалы.