Игорь Гордин: «Владимира Меньшова я даже побаивался»

0
136

Звезда сериала «Жить жизнь» вспомнил, как познакомился с родителями жены

Игорь Гордин: «Владимира Меньшова я даже побаивался»

Игорь Гордин шел к актерской профессии окольным путем, получив диплом физика-ядерщика и поработав в «почтовом ящике», но стал одним из ярких российских актеров. Еще дольше он шел к семейной жизни — в этом году у них с Юлией Меньшовой серебряная свадьба.

— Игорь, у вас не было исторических картин, и вдруг почти одновременно целых три: «Императрицы», «Великая. Золотой век» и «Плевако»…

— Да, действительно, в последний год появилась галерея исторических образов, и все они, что удивительно, серые кардиналы. (Смеется.) Мне было интересно влезть в шкуру Меншикова в «Императрицах», он яркая и очень непростая фигура, а роль Бестужева в «Великой» была еще и необычным опытом — я играл человека семидесяти лет. Я был удивлен выбору режиссера и продюсера, но, видимо, им нужен был еще достаточно энергичный мужчина. А в «Плевако» я играю Победоносцева, антипода знаменитого адвоката.

— Вам нравится такой профессиональный опыт?

— Да, потому что кино приписывает актеру некий образ, а дальше эксплуатирует его в этом направлении. Так, меня помещали в нишу нехорошего чиновника, и продолжали это делать из сериала в сериал. Поэтому мне интересен этот выход за рамки. Тем более, все проекты качественные, с замечательными режиссерами и партнерами. Для «Императриц» был выстроен прекрасный павильон, а также снимали в Царском Селе и в Гатчине, но моих сцен там не было. А вот в «Великой» я уже попал в исторические интерьеры, включая Екатерининский дворец, что для меня, как для петербуржца, было приятно и ценно.

Испытывали ли некий мальчишеский азарт от того, что оказываетесь в исторических событиях, во многом авантюрных, приключенческих?

— Кино — это вообще приключение. Я понимаю, что для девочек, наверное, очень интересны кринолины и шляпки, а для мальчиков напяливать чулки и парики — не скажу, что большое удовольствие (смеется), но ты попадаешь в какой-то другой мир, и это здорово!

— Вы с пятнадцати лет мечтали о профессии актера, были фанатом театра, занимались в студии. А кино чем являлось для вас тогда?

— Кино было развлечением, мы же тогда жили не в век Интернета. Я смотрел фильм, не прикидывая его на себя как на актера, мне был интересен театр. Хотя даже попадал в массовки — в восьмидесятые снимался в картине «Сирано де Бержерак». Но я запомнил только то, что мы очень долго ждали своей сцены. (Смеется.) В детстве моим кумиром был Андрей Миронов, человек-фонтан. Театр сатиры регулярно приезжал на гастроли, но, к сожалению, я так ни разу и не увидел Миронова на сцене. Я любил БДТ — спектакли Товстоногова с Борисовым, Лебедевым… Но если говорить о моем сознательном возрасте, с шестнадцати-семнадцати лет, когда я уже стал ходить в театр сам, а не с классом или родителями, то этот период пришелся на время угасания БДТ, хотя туда все равно было очень сложно попасть. Я помню, как мы ночью стояли за билетами на «Историю лошади (Холстомер)», спектакль для «гурманов». И в это же время я открыл для себя театр Льва Додина, который еще только входил в пору своего расцвета, но я не пропускал ни одной премьеры, и в юношеские годы, считаю, он формировал меня.

— Но кино дает актеру известность…

— Да, конечно, но, когда я учился в ГИТИСе, отрасль умирала, снимали кооперативное кино, ассистенты приходили к нам искать мальчиков и девочек, а я уже был не мальчик и туда не попал. А после выпуска из института уже и это кино загнулось. Поэтому я мог с легкой душой отдаться театру. В первый раз попал в кино спустя почти десять лет. Это был фильм «Трио» Александра Прошкина.

— Но зато сразу в картину большого режиссера с прекрасными партнерами. Рука судьбы сделала вам подарочек.

— Этот подарочек (улыбается) нужно было заслужить. Я за десять лет работы в театре прошел огромную актерскую школу, сыграв во многих спектаклях, и вполне успешных. Но после «Дамы с собачкой», которая стали громким театральным событием в Москве, получил две «Золотые маски», и кинематографисты обратили на меня внимание. Сценарист Александр Миндадзе побывал на спектакле и предложил Прошкину мою кандидатуру. Так благодаря театру я попал в кино, и испытал культурный шок, потому что я не понимал специфику кино. Я смотрел на своих замечательных партнеров — Андрея Панина и Михаила Пореченкова — открыв рот, не понимал, как они это делают, и просто учился у них. Это были робкие первые шаги в кино, и только вторая работа с Андреем Эшпаем, который тоже меня заметил на «Даме с собачкой» и пригласил в сериал «Дети Арбата», подарила мне освобождение и упоение процессом.

— Как с вашей интровертной натурой, в чем вы не раз признавались, чувствуете себя в новых коллективах, на съемочной площадке, где всегда много людей, да и театре, играя на малой сцене?

— На спектакле «Дама с собачкой» зрители сидят в метре от сцены. И поначалу это было тяжелым опытом. Одно дело — играть в темноте зала, защищенным рампой, и совсем другое — глаза в глаза. Надо было себя преодолеть. А съемки это всегда новый коллектив, что для меня очень сложно, но постепенно и к этому привык.

— А вам нужно понимание с людьми на человеческом уровне за кадром, чтобы комфортно работалось?

— Я все-таки не до такой степени бирюк. (Улыбается.) Я должен со всеми на площадке быть в хороших отношениях, чтобы раскрыться, стать свободным. А уж если нет взаимопонимания с режиссером, очень трудно преодолевать себя.

— Хорошие отношения у вас в чем выражаются? Можете чем-то личным поделиться, приходя в театр, на площадку?

— Наверное, когда ты делишься, это уже называется дружбой. Но, например, лет двадцать назад Эймунтас Някрошюс ставил «Вишневый сад» — сложный, необычный спектакль. Собрались актеры из разных театров, с разным опытом и школами. Мы ездили к Някрошюсу в Литву репетировать, что очень помогло, потому что мы вместе жили, вместе завтракали, обедали и ужинали. Для режиссера было важно, чтобы у нас сложилась дружная семья.

— И у вас там сложились с кем-то по-настоящему дружеские отношения, которые продлились годы?

— Да, с Евгением Мироновым, у которого сейчас много играю в Театре Наций. Не скажу, что мы близкие друзья, но очень тепло друг к другу относимся, хотя и не проводим вместе время вне работы. Женю при его огромном таланте и бешеной занятости хватает на большое количество людей, он довольно открыт и щедр. Это особый человеческий дар, но я думаю, Женя во многом следует отношению к жизни и к людям своего учителя — Олега Павловича Табакова. Я, к сожалению, не могу похвастаться таким характером: очень долго схожусь с людьми, в незнакомых компаниях вообще замыкаюсь. Близкие дружбы у меня тянутся из детства. Мы очень редко видимся, живем в разных странах, но, собираясь, возвращаемся в нашу юность.

— Но вы в курсе их сегодняшних дел, радостей и печалей?

— Да, а сам я редко делюсь своими переживаниями. Стараюсь никого не нагружать, мне так комфортнее. У меня папа был такой же — стеснительный, закрытый человек. Собственно, эти черты и привели меня в актерскую профессию — нужна была возможность как-то выражать свои эмоции, потому что, когда внутри все клокочет, ты можешь взорваться, а прикрывшись маской персонажа, выпускаешь пар. Психотерапевтический эффект.

— Но это все равно сублимация, а выхода напрямую конкретным эмоциям, болям вы не даете. И вам этого хватает?

— У меня есть семья, в которой я могу поделиться какими-то своими сомнениями, и то не всеми. (Улыбается.)

— А в детстве и юности у вас с кем-то из родителей был близкий контакт? Может быть, с бабушками, дедушками?

— Бабушек и дедушек у меня не было. Мама и папа рано потеряли родителей из-за войны. А я с детства был очень замкнутым. Я в папу, мама была более открытой. Это были очень правильные люди, которые пытались все время существовать в рамках, по Моральному кодексу строителя коммунизма, честные, добрые, не испорченные деньгами. У нас была не дача, а садовый участок на шести сотках. Поэтому мое детство протекало как детство типичного советского ребенка с пионерским лагерем летом и Домом отдыха с родителями.

— Ваши родители не знали, как я читала, что вы занимаетесь в театральной студии?

— Нет, это легенда. Когда поступал, а там был конкурс, не сообщал им и не советовался, но когда прошел, сказал: «Я поступил в театр юношеского творчества». Папа отнесся к этому довольно скептически.

— Но не запретил же?

— Нет. В школе у меня все было в порядке: совет дружины, общественная работа — даже в «Артек» ездил. А театр появился спонтанно: в период полового созревания, в пятнадцать лет, у мальчика возникла такая сублимация его юношеских порывов. Родители с уважением относились к моему увлечению. Но когда встал вопрос о выборе пути, решали, стоит ли этим заниматься профессионально. Так как они оба инженеры, они считали, что надо получить нормальное образование.

— Разговор строился ультимативно или это был просто совет?

— Да, было определенное давление, но не ситуация, когда мне бы ставили ультиматум, а я твердо стоял на своем: «Пойду только в театр». Я, как и многие к концу школы, не был еще сформирован. Мальчики вообще позже взрослеют. Поэтому часто поступаешь туда, куда идут все, или выбираешь то, что просто ближе тебе. Я делал успехи в математике. По поводу театрального института я и сам сомневался, думал, что смогу играть в свободное от работы время в том же ТЮТе.

— Свою семью вы строили по примеру родителей или тут больше повлияла Юля со своим опытом?

— Наша семья такая, какая есть, во многом благодаря Юле, тому, что она всех объединяет, хотя я за собой иногда замечаю проявления папы или мамы. Что-то сказал или прикрикнул на ребенка — и сразу вспоминаю отцовскую интонацию. У меня из детства остались яркие воспоминания, как мы с папой ходили на лыжах, ставили палатки. И когда сын родился, я сказал: «Вот, буду ходить с ним на лыжах», но ничего не получилось. Со спортом в нашей семье вообще тяжело, я говорю: «Папа, мама, я — не спортивная семья». (Смеется.)

— А с Юлей вы откровенны?

— Я в себе что-то переварю, а потом могу поделиться своими сомнениями или соображениями. А иногда из меня надо клещами доставать.

— Как происходило ваше общение с Владимиром Меньшовым и Верой Алентовой? Не боялись ли вы знакомства с ними?

— Естественно, вначале я этого очень опасался, я был очень зажат, это же два известных человека. Но они были довольно открыты и просты в общении, без всякого чванства, и пытались меня как-то разговорить. Я думаю, поскольку мы всегда жили отдельно, эта дистанция помогала избежать и конфликтов, и излишней близости. А с Верой Валентиновной мне проще, потому что, как говорит Юля, мы с ней очень-очень похожи, и она меня именно поэтому выбрала. (Смеется.) Закрытость, деликатность в общении — наши общие черты. И мы оба всю жизнь служим в театре, для нее театр — это святое, и я ее очень хорошо понимаю. А Владимиру Валентиновичу я полная противоположность. Он был человек открытый, яркий, резкий, эмоциональный. Поэтому мне с ним тяжело было найти точки соприкосновения, я побаивался его громкости, взрывного темперамента. Правда, он помягчел в последние годы. А Юля в этом смысле больше папина дочка.

— Противоположности притягиваются. Характер Юлии вы приняли сразу?

— Девушка все-таки помягче (улыбается), не такая резкая, как папа, хотя тоже случается. И она говорит, я молчу. (Смеется.) Но, конечно, семейная жизнь требует притирки, ты ищещь свой комфорт.

— Вы не жалеете, что окончили политехнический институт и пришли к актерству уже сложившимся человеком?

— Нет, хотя, конечно, какие-то минусы есть, но я думаю, что юношей мог бы сломаться, потому что был достаточно ранимым и не скажу, что сильным. И поступи я к Додину (а я пробовал это, учась в политехе), не знаю, как бы существовал в этом театре, там жестко с выживаемостью. Хотя я очень переживал, до отчаяния. Это был сильнейший удар судьбы. И для меня большим испытанием стал переезд в Москву. Я же до этого жил с родителями. А тут оказался один в незнакомом городе, в общежитии, но меня спасало то, что я занимаюсь делом, к которому шел довольно долго и заскочил в последний вагон.

— Возможно, то, что вы оторвались от дома, помогло вам. Это как бросить в воду человека, не умеющего плавать, — жестко, но, как правило, работает…

— Думаю, да. Вот так меня вело и ведет. Хотя, конечно, выбор стоял не раз. Москва или Питер, «Современник» или ТЮЗ. В какой-то момент я понял, что надо сделать выбор и пойти туда, где в тебе заинтересованы. Это все важные развилки, как и встречи с людьми. Прежде всего с Гинкасом, который меня сформировал как актера.

— А как вы привыкали к студенческой жизни, в том числе в общежитии, это же тусовки, ГИТИС всегда этим славился?

— В общежитии я не проводил много времени, и все тусовки как-то прошли мимо меня. К тому же у нас был дружный курс, но редкий (смеется) — не случалось попоек. А вообще как человек-одиночка я много ходил в театр. По студенческому билету везде пускали. В первый год побывал в театре раз пятьдесят. И каждый месяц все равно ездил в Петербург. Мне нужно было вернуться туда, не столько к родителям, сколько подышать этим воздухом.

Молодость, студенчество — это время влюбленностей, романов. Что у вас было по этой части?

— Все было. И студенческие романы, конечно. А как же без этого?

— А когда вы впервые влюбились осознанно?

— Естественно, в ТЮТе. Там все к этому располагало, мы писали стихи, выступали. И в тебе рождалось много всяких романтических чувств. Но я был очень робким с девочками, таким застенчивым донжуаном. И пережил все, что должен пройти любой нормальный человек: и несчастную любовь, и драматические расставания. Естественно, это тебя формирует, ты не можешь существовать в абсолютном счастье и упоении всю жизнь. Я и женился очень поздно, в тридцать два года, еще пара-тройка лет, и я перешел бы в разряд холостяков. Холостяцкая жизнь затягивает, но тоже в последний момент успел. (Улыбается.)

— Вы уже очень хотели семью?

— Наверное, подсознательно да, потому что я уже окончил институт, работал в театре, нужен был еще жизненный шаг, вот он и произошел.

— А о детях вы уже думали к моменту женитьбы?

— Нет, такого стремления не было, одолевали сомнения, даже когда мы с Юлей уже поженились. Дети — это ответственность, им нужно отдавать много сил. Возникал вопрос: готов ли я? И действительно, их воспитание потребовало и много труда, и ответственности.

— Что вы почувствовали, став отцом?

— Приходит в мир новый человек, и ты должен с ним как-то сродниться. Мне сложно вспомнить, когда это произошло. Сын почти не спал ночами. Мы с Юлей были просто измочалены, но ничто не может доставить столько счастья и радости, как ребенок, несмотря на все мучения, неудобства и страдания. Я тогда был не настолько загружен и, в отличие от Юли, довольно много времени проводил с сыном.

— А сейчас у вас с ним какие отношения?

— Не скажу, что очень доверительные, близкие, скорее, такие у него с мамой. Андрей может со мной о чем-то посоветоваться и то редко, потому что он очень самостоятельный человек. А теперь еще и женился, живет отдельно, так что наша дистанция увеличилась.

— А дочка?

— С Тасей мы живем вместе, и пока еще достаточно близки. Она заразилась от меня театром и любовью к Питеру. Раньше я ее возил туда, показывал ей город и рассказывал, что он самый прекрасный на Земле, а теперь она регулярно делает сама. Недавно были там, причем каждый отдельно, и она меня пригласила на завтрак в кафе. (Смеется.)

— Можно сказать, что Тася — папина дочка?

— Наверное, да, но девчачьими секретами она делится с мамой, а вот своими мыслями о театре, о спектаклях, своих впечатлениях — со мной. И Юля ревнует, когда мы с Тасей разговариваем о театре, а я — когда они уединяются и о чем-то болтают.

— Дочь учится на продюсера в Школе-студии МХАТ, то есть глобально вы ее театром заразили, но не актерством, а вот сын окончил актерский факультет…

— Сложно сейчас сказать, потому что у нее есть такие мысли, я вижу ее желание, но она никогда этим не занималась. Мне кажется, что продюсерство — как раз ее стезя, она довольно рациональный человек, при том что творческий. Но посмотрим. А сын хоть и актер, тяготеет к режиссуре и преподаванию, снял короткометражку.

— Были ли моменты, когда вы чувствовали выгорание?

— Актеры, когда мало работы, стонут, когда много — тоже, что устали. Я стараюсь находить баланс — играть десять спектаклей в месяц, иначе переходишь в автоматический режим и уже существуешь без подключения. Моя востребованность в кино в последние годы сильно возросла. В свободный день могу поскучать но понимаю, что нужен выдох: погулять, съездить за город, чтобы аккумулировать энергию. Бывают тяжелые периоды, когда устаешь от ежедневных съемок и спектаклей, но обращаясь к моему сознательному выбору профессии, понимаю, что мне грех жаловаться на судьбу. Для какого-нибудь актера это покажется оскорбительным.

— Кураж в профессии вы не потеряли?

— Я помню, что, когда поступил в театр «Современник», один актер, народный артист России, пришел к Волчек с заявлением об уходе по собственному желанию. Написал: «Я перестал волноваться при выходе на сцену». Он понял, что профессия для него закончилась. Пока это волнение есть, ты можешь работать. (Улыбается.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь