До того как стать актером, Михаил Тройник учился в институте имени Баумана. по сути, он физик и лирик в одном флаконе: мужская сдержанность и закрытость сочетаются в нем с эмоциональностью и ранимостью — впрочем, карьере это на пользу. Подробности — в интервью журнала «Атмосфера».
— Михаил, вы даже в нашей новой жизни, приучившей всех к режиму онлайн, предпочитаете очное общение. А что вам важно в этом, вы настолько чуткий собеседник и физиогномист?
— Я очень чуткий собеседник, долго учился этому. (Смеется.) Шучу. Наверное, мне важна атмосфера, энергообмен. В последнее время редко ошибаюсь в людях, и это даже немного пугает. (Улыбается.) Бывает, тебе говорят одно, а ты чувствуешь совсем другое. Я еще не научился стопроцентно доверять своей интуиции, поэтому порой боюсь действовать, исходя из своих ощущений, но уже стараюсь прислушиваться к ней.
— Вы как-то признались, что хотите быть одинаково открытым везде. Что вы имели в виду?
— Быть цельным в разных сферах жизни, хотя думаю, что это невозможно. Я долгое время был только театральным актером, меня знал узкий круг ценителей творчества «Гоголь-центра», поэтому я говорил и об открытости широкому зрителю. Хочу и в соцсетях найти свою нишу. А вообще я довольно открытый человек, и жизнь меня часто бьет за это, но я хочу доверять людям.
— А вам не бывает неуютно на съемках, в новой команде, где вы практически никого не знаете?
— Съемки в новом творческом коллективе — всегда лотерея. Ты настраиваешься на эту работу как на путешествие. И можешь открыть новую землю, а можешь просто так поплавать и разочароваться. В этом всегда есть азарт.
— Вы мне кажетесь азартным путешественником, это чувствуется даже по вашим фото.
— Спасибо! Путешествовать я люблю и, наверное, могу назвать себя азартным в этом смысле, а вот в фотосъемке я вряд ли такой, порой просто включается «животный инстинкт», когда вижу нечто любопытное. (Смеется.)
— Вы скучаете по родному городу?
— Сейчас это уже не тот Рыбинск, в котором я жил. Несколько лет назад я с ужасом (улыбается) обнаружил, что он стал красивым, отреставрированным полуевропейским городом с современной набережной, тихим и каким-то причесанным. А может быть, это я изменился. Но я все равно ностальгирую, когда хожу по своим любимым местам, на Волгу, она рядом с нашим домом. Это не набережная, не центр, а запустелая Волга, гаражи, пустырь — у нас заводской район.
— Чего в детстве и юности вам больше всего не хватало?
— Не знаю, много чего, мы в девяностые жили тяжело. Папе не платили зарплату на заводе по нескольку месяцев, тогда это не было редкостью. Но не могу сказать, что я сильно страдал из-за отсутствия чего-либо. А с шестого класса перешел в лучшую школу города, лицей №2, которая находилась в центре. Ее выпускники сейчас работают в крупных международных компаниях, оканчивали МГУ и другие престижные вузы. Там были разные направления, но я учился в математическом классе.
— Каким вы были в школьные годы: компанейским, лидером или все же больше стеснительным?
— Были периоды, когда я с радостью существовал в компании с ребятами, и те, когда чувствовал себя хорошо один. Кстати, и сейчас могу с удовольствием общаться с людьми, а бывает, что хочется уединиться, чтобы никто не трогал. Может, поэтому мне предлагают как роли суперпацанов, бандитов, так и аутичных, задумчивых, тонких героев. И в лицее я порой попадал в разборки и драки, но поскольку это была лучшая школа города, интеллигентная, там даже ходили в костюмах, то и хулиганства было меньше, чем на окраинах. И я помню, что при всей мальчишеской задиристости мне уже тогда хотелось подумать, пострадать, ранимость во мне присутствовала всегда.
— Что вас сильнее всего ранило и ранит сегодня?
— Вспоминаются неразделенные любови детские в школе. Но это просто такой склад характера, я легкоранимый, впечатлительный человек. Лирический герой. (Улыбается.)
— А в Бауманке или уже в Школе-студии ситуация с противоположным полом изменилась?
— Наверное, уже в «Гоголь-центре». В Школе-студии девушки были красивые (смеется), а третьекурсницы, которые уже в МХТ играли, казались просто недоступными. А я стеснительный человек, даже сейчас такой.
— Психологи говорят, что если ты уверен в себе, то шанс столкнуться с неразделенной любовью намного меньше…
— Я как-то по-другому об этом думаю. Ты можешь сколько угодно чувствовать себя уверенным, но встретить неразделенную любовь и наоборот. Я верю, что можно совершенно случайно найти своего человека.
— А как случился перелом в лучшую сторону?
— Я просто ходил по улицам, наблюдал за людьми от отчаяния, что у меня не получается. И как-то раз, встретив одну любопытную женщину, сделал этюд, и его вставили в класс-концерт. Это было удивительно, потому что Константин Аркадьевич добивался очень насыщенного ритма нашего спектакля, и у ребят было по нескольку коротких этюдов, они только успевали переодеваться, а у меня лишь один и длинный, он выбивался из канвы. Потом были еще какие-то победы, мы сделали с Виктором Анатольевичем Рыжаковым «Карамазовых», ездили в Старую Руссу играть его, и там что-то произошло. Я не мог представить себе, что Достоевский писал здесь. Конечно, место сильно изменилось со времен писателя, во время войны город был практически полностью разрушен, но дом прототипа Грушеньки, где висят бельевые веревки, кабинет Достоевского — терпкий, с черным деревом, бархатом, и невероятно темные ночи… Была в этом какая-то достоевщина. И все это: Достоевский, священник, который пришел к нам на показ, поездка в плацкарте, ночные разговоры — сделали свое дело. А потом Алексей Геннадьевич Гуськов за меня взялся. Он поставил спектакль «Трамвай ‘Желание» на четырех актеров, где я играл Митча, и с этого момента у меня стала развиваться карьера, хоть что-то драматургическое появилось. (Смеется.)
— И что вы почувствовали, когда наконец-то дали сыграть такую роль? Это был первый успех или все же в «Карамазовых»?
— Конечно, я обрадовался, но все равно мой первый успех пришел уже в «Гоголь-центре». Кстати, в Школе-студии были педагоги, которые отзывались обо мне не очень хорошо во время учебы, а потом говорили хвалебные слова. Но только в театре я начал расслабляться, а в институте трудился безостановочно. В «Гоголь-центре» мне сразу дали серьезную роль — Ясона в «Медее». Я очень ответственно готовился к этой работе, поехал в Грецию, арендовал машину, ездил по городам. После премьеры я недели две отходил от роли, все время спал или просто лежал, смотрел в потолок. У трагедий странный эффект, их безумно тяжело играть, но потом испытываешь очищение, будто бы шкуру с себя содрал. Каждый раз перед «Медеей» я переживал сильнейший стресс, а после спектакля чувствовал, что у меня началась новая жизнь.
— Ребята из «Гоголь-центра» ощущали себя немножко особенными, какими раньше были актеры «Ленкома». И все были модными, начиная с самого Кирилла Серебренникова. Вам было уютно среди них?
— В институте у них был свой закрытый мир. А когда я туда попал, еще шел ремонт, и мы все сидели в одной гримерной, потом ездили вместе в Таиланд, и вливание произошло быстро. И главное, сразу было много работы, репетиций, идей, все находились на волне строительства нового театра. Поэтому не было размышлений, кто сноб, а кто нет. И это скорее внешнее представление о «Гоголь-центре». Я никогда не забуду вечеринки по поводу каких-то дат или премьер с крутыми, шикарно одетыми гостями, когда ты с коллегами выходил из репетиционного зала в спортивных штанах и попадал на светский раут. Так что на самом деле никакого снобизма среди нас не было.
— Мне этот сериал понравился, он кажется довольно тонкой историей, в чем-то даже продолжающей жанр советских трагикомедий…
— Я бы все-таки постеснялся сравнивать наш сериал с лучшими советскими фильмами, но это история про людей, про жизнь, рассказанная с хорошим юмором. Мне кажется, что сейчас, во время такой жестокости, важно делать такие вещи. Я бы хотел сказать о еще одной недавней, очень значимой для меня работе в сериале «Библиотекарь», снятом по роману Михаила Елизарова, который получил главный приз литературной премии «Русский Букер». Это была серьезная актерская работа, и очень затратная эмоционально. Мой герой непростой человек, к тому же у него полностью переворачивается жизнь. Но когда ты играешь сложную и интересную роль, очень увлекаешься, и это придает силы. И у нас собрался невероятный актерский состав, причем девяносто пять процентов — это потрясающие театральные актеры, занятые даже в эпизодических ролях, получилась просто труппа нового театра. (Улыбается.)
— Чьи слова, оценка вашей работы были для вас самыми дорогими?
— На ум приходят два момента. Во-первых, Алла Борисовна Покровская, которая была режиссером спектакля по пьесе Володина «Назначение» в МХТ (правда, репетировал с нами в основном Сергей Витальевич Шенталинский) написала в программке: «Хорошо копаешь, копай дальше». Я не ожидал от нее такого, я до сих пор иногда смотрю на эту программку. И недавно на съемках сериала «Экзорцист» (сейчас он называется «Комплекс бога») звукорежиссер, такой здоровый парень, боксер, пока вешал на меня микрофон, сказал, что я круто сыграл, наверное, видел в своей жизни какую-то жесть. И когда так говорят люди без всякой цели, это очень приятно. Как в фильме «Однажды в Голливуде» девочка сказала герою Леонардо Ди Каприо: «Ты хороший актер», и он расплакался. Когда мы слышим такие слова со стороны, в нас это очень попадает.