Алексей Гришин: «После спектакля у меня можно просить взаймы, я всегда даю»

0
164

О женитьбе в ранние годы, второй семье, работе с Табаковым, Кончаловским, Михалковой — в интервью

Алексей Гришин: «После спектакля у меня можно просить взаймы, я всегда даю»

Алексея Гришина называют одним из самых закрытых актеров российского кинематографа. Если о работе он еще иногда говорит, то вопросов личных избегает. О женитьбе в ранние годы, второй семье и советах дяди из Ташкента — в интервью журнала «Атмосфера».

— Алексей, ты несколько раз переходил из театра в театр. Это творческие поиски или не складывались отношения с людьми?

— Ну, всего два раза. Из «Табакерки» в Театр имени Моссовета и затем в Театр на Таганке. Ирина Викторовна Апексимова позвонила и попросила за три дня ввестись в «Снегурочку». Страшно было, но интересно. Через полтора дня я в полуобморочном состоянии, потому что большая роль, да еще в стихах, стоял на сцене на прогоне. После этого Ира предложила репетировать Лопахина в «Вишневом саде», а затем и войти в труппу. Подумал и согласился, я еще живу рядом с театром, что немаловажно. (Улыбается.) Сейчас с удовольствием играю в двух театрах: и в Театре имени Моссовета, и в Театре на Таганке. Уход из «Табакерки» — это результат накопившихся творческих, административных проблем, и главное, мой юношеский максимализм, нетерпимость и неопытность. Повторил бы такое сейчас? Не знаю, скорее, нет. Но сам принял тогда решение, сам же и отвечаю за него.

— Ирина как ученица Табакова понимала, что ты сможешь впрыгнуть в роль?

— Табаков набирал людей одной группы крови, и мне близка энергия Ирины, я чувствую ее, но впрыгнуть, не впрыгнуть — уже зависит от человека, от ситуации, может, и не получилось бы. Олег Павлович любил бросать нас в труднодоступные места психологического театра. (Смеется.) Я помню, еще в студенчестве вводился в «Бумбараш», и перемахнув через стол, от рвения, ружьем повредил голову своего партнера. Вообще спектакли в «подвале» были энергозатратными. Олег Павлович всегда говорил нам: «Температура тридцать пять и пять не пойдет, сорок надо». Но после хорошего спектакля можно еще пять таких же дать, столько в тебе сил и энергии. Особенно когда на сцене испытываешь состояние полета, оно длится буквально секунды, но это незабываемо. В такие мгновения понимаешь фразу Олега Павловича — «За счастье выходить на сцену я готов еще и приплачивать». (Смеется.)

— Бывает, что после хорошего спектакля — материал сложный, разрушительный — артист настолько без сил, что пару часов сидит в гримерке, прежде чем пойти домой…

— У меня такого никогда не случалось. Думаю, и после простого, но плохого спектакля можно без сил сидеть. А я вспоминаю «Чайку» Андрея Кончаловского. Я играл Треплева, там сложная пластика, много эмоций, и после спектакля у меня можно было попросить взаймы, я всегда давал. Заметил, что, общаясь с людьми, достаю кошелек. (Хохочет.)

— И все же почему конкретно ты ушел из «Табакерки», где проработал восемь лет, и это, по сути, альма-матер?

— Ко всему, что сказал… еще усталость, несвобода, тотальная зависимость от театра, я играл по двадцать–двадцать пять спектаклей в месяц. Было тяжело, ощущение некой несправедливости, я говорю не об Олеге Павловиче, а о самой ситуации. Но делаешь выводы и идешь дальше. Правда, у меня осталось чувство недосказанности.

— Почему ты учился в ПТУ?

— После восьмого класса мне сказали: «Мы тебе любые оценки поставим, но иди куда-нибудь, дорогой». (Смеется.) Учился я хорошо, но поведение страдало. Ох, и натерпелась моя мамочка. Она раз в год доходила к классному руководителю на третий этаж, потому что по пути ее тормозили другие учителя. (Хохочет.) В общем, тут товарищ подвернулся и предложил учиться у них в СПТУ от Ташкентского тракторного завода. Мне было все равно куда, я и пошел. У меня диплом сварщика четвертого разряда. (Смеется.)

— В студенческие годы тоже не отличался примерным поведением?

— У нас еще та общага была. Это и выломанные двери, и лазания по пожарному канату за горячительными напитками, и проезд зайцем в троллейбусе по Тверской, и клубы ночью, а утром нужно быть на «мастерстве». (Смеется.) За серьезные проступки следовало замечание, после второго или третьего мог вылететь. Поэтому стал вести себя потише.

— А кто у тебя родители?

— Папа Юрий Владимирович — прораб, строитель, научил обращаться с инструментами, не бояться работы. Мама Татьяна Алексеевна — фитопатолог, у нее любая семечка всходы даст. У меня прекрасные родители, добрые, скромные, заботливые, терпеливые и внимательные. Они подарили нам с сестрой Сашенькой чудесные детство и юность. В 1990 году уехали жить в Тамбовскую область. Как они помогали мне картошечкой, огурчиками в голодные студенческие годы!

— Во время учебы тебе была важна похвала педагогов?

— Сейчас я очень часто слышу, что детей, студентов надо хвалить, не важно, что они делают, главное возбуждать в них радость бытия, ощущение, что они все могут. У нас все было иначе. Педагоги хвалили иногда, но сдержанно, чтобы было движение вперед. А вот у Табакова комплиментов в адрес учеников вообще не было в словарном запасе, достаточно было взгляда, а иногда того, что о тебе ничего не говорят. «Только бы не про меня», — думал ты, когда у нас был разбор полетов. Помню, как Олег Павлович смотрел наши самостоятельные работы и показывал то, что я делаю на сцене. И у меня было ощущение, что я лечу в бездонную яму с огромной скоростью, падаю, а на меня еще валится какая-то мебель. Месяца два-три вылезал из этой ямы. Самая большая его похвала была не в словах «ты молодец», а в том, что он говорил: «Зайди в театр». И я уже на первом курсе играл, и когда после какого-то ввода голова кружилась от успеха, в коридорах возникал Олег Павлович, давал тебе щелбан по лбу и говорил: «Ты что, дурачок?» И все, голова возвращалась на место. (Смеется.)

— А на романы, влюбленности времени хватало?

— После поступления жизнь перевернулась, можно сказать. Учились круглосуточно, но дело молодое, успевали все. (Смеется.)

— Ты, по-моему, рано женился. На будущей актрисе?

— Женился я на четвертом курсе. Оля училась на художественном факультете. У нас был длительный брак, сыну Владиславу двадцать четыре года, а дочке Кате шестнадцать. Недавно женился во второй раз, Василиса учится в «Школе нового кино» на режиссерско-сценарном факультете. У нас две дочки. Трехлетняя Лилия и десятилетняя Люсенька — от первого брака жены.

— Надо же! Ты отец четверых детей! Сейчас отцовство иначе воспринимаешь?

— Я не чувствую, что сильно изменился, ни над кем не трясусь. Старший сын родился у меня в двадцать четыре года. Конечно, это мальчишество еще, но я понимал, что есть семья, нужно зарабатывать, и все успевал. А то, что это твоя родная кровинка, сидит у тебя внутри. (Улыбается.)

— Был ли какой-то период холостяцкой жизни между двумя женитьбами?

— Нет, встретил Василису, и стали жить вместе.

— То есть ты не любишь жить один?

— Я играю Андрея в «Трех сестрах», а Александр Георгиевич Филиппенко — Чебутыкина. И он там рассказывает: «Жениться я не успел, потому что жизнь промелькнула, как молния, и потому что безумно любил твою матушку, которая была замужем…» и Андрей ему говорит: «Жениться не нужно, потому что скучно». Чебутыкин отвечает: «Так-то оно так, да одиночество страшная штука». И я понимаю, что на это мой герой никак не реагирует. А вот сейчас ты сказала про одиночество… Слава богу, есть близкие, а с ними я не одинок.

— У тебя есть друзья среди коллег? Вообще тебе важна дружба?

— Да, важна, из коллег у меня есть близкий друг, он уже как родственник, Ярослав Николаевич Бойко. (Улыбается.) Нас, когда я еще был студентом, во время гастролей театра Табакова поселили в одном номере в саратовском санатории, с чего все и началось. Его сынок Максим мой крестный сын. Меня удручает, что после «Табакерки» у нас не получается вместе выйти на сцену или сняться где-то. Есть друзья и из других сфер, с кем-то ближе общаюсь, с кем-то дальше, но я о них знаю, они — обо мне. Я считаю, что не должно быть ничего искусственного, а вот если есть желание написать или позвонить другу, то надо это делать. И я это делаю.

— У тебя никогда не стояла задача заработать больше, больше, больше…, не было тяжелых компромиссов в кино, когда снимался, ну, совсем в таком?

— Конечно, денег много не бывает, они дают свободу. И я когда-то себе сказал, что, раз моя профессия актер, надо сниматься, а не отказываться от предложений, надо зарабатывать. Однажды в голодные годы я участвовал в таком низкопробном проекте. Это было очень тяжело, и я много работал, переписывал роль. А потом понял, что буду делать подобное только в самых крайних случаях, потому что, увидев фильм, осознал, что, как бы ни старался, в конечном итоге от тебя ничего не зависит. С левыми заработками у меня тоже как-то не срастается. (Смеется.) Еще в Школе-студии перед Новым годом один товарищ спросил меня: «Хочешь заработать сто долларов?» Сказал, что надо будет постоять два дня по семь часов в витрине нового магазина в образе Чарли Чаплина. Я пришел с котелком, усами, тросточкой, подобрал костюм в институте. Первый день с горем пополам выстоял, а на второй понял, что больше на такое не соглашусь, и даже раньше ушел, потому что публика начала показывать мне рожи, а я вместо того, чтобы улыбаться, не выдержал и в ответ стал кривляться еще больше. И нам чуть витрину не разбили, бросали в меня все, что под руку попадалось. Так я и не заработал ничего. (Смеется.)

— Кстати, ты стильно одеваешься.

— Мне нравится хорошо выглядеть. Очень люблю купить какую-нибудь дорогую вещь с хорошей скидкой, это же победа. (Смеется.) Мне повезло, мой дядя Володя из Ташкента, настоящий франт, постоянно таскал меня с собой. Так что от него, наверное, это и передалось мне.

— В Ташкенте настоящий культ еды. А ты умеешь готовить?

— Под настроение люблю на даче у друга пожарить шашлыки. А недавно Вася попросила меня сделать плов. Но хоть я из Ташкента, совсем не умею его готовить. Она меня уговорила, заверила, что все получится. Я залез в Интернет, искал рецепты. Когда я был маленьким, у нас свадьбы праздновали во дворах, приходило много людей. Если ты слышал звуки карная (узбекский музыкальный инструмент) — так собирали на свадьбу, — то знал, что там будет утренний плов. Мы с ребятами не завтракали дома, свистели друг другу и бежали в ту сторону. Стояла очередь, ты становился в нее, тебя не спрашивали, кто ты, откуда, просто в тарелку клали плова на двоих. Не было ни вилок, ни ложек, ели руками. Мама ругалась, потому что во время еды масло текло на одежду и оно не отстирывалось. Для родителей это было трагедией, а для нас счастьем. Я помню праздничный плов с изюмом, с нутом; и сколько живу в Москве, ел плов в разных ресторанах — чего-то в нем всегда не хватало. Я купил баранину, все ингредиенты, но перепутал последовательность, даже изюм забыл положить. Рядом была мама (она приехала погостить) и сказала: «Брось сверху на рис, и все». И когда плов был готов, я обалдел — почувствовал вкус детства. Думаю, так со всем: нужно просто очень хотеть — и все получится.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь