Ковры ручной работы — одно из старейших изобретений человечества, призванное сделать жилище уютнее, теплее, красивее. За несколько веков техника изготовления мало изменилась: способы плетения и ткачества передавались мастерами из поколения в поколение. Каждое изделие оригинально, даже если сделано одним и тем же мастером: у каждого ковра будут неповторимые особенности. За неповторимый дизайн и экологичность такие изделия ценятся намного выше машинных аналогов.
В чем особенность ковров, изготовленных вручную
Для производства ковров ручной работы всегда использовались только натуральные материалы. Овечья шерсть — наиболее популярный материал. Она долго остаётся мягкой, не впитывает запахи, надолго сохраняет излишки влаги, хорошо окрашивается натуральными красителями, сохраняющими насыщенность оттенков даже при хранении на солнце.
Шерсть часто дополняется шёлковой нитью, изделия с ней характеризуются мягким переливчатым блеском.
Индийские ковры могут быть вытканы целиком из шёлковых нитей, они лёгкие, тонкие, переливающиеся на свету.
Красиво выглядят ковры из бамбука с добавлением шёлковых нитей. Они эффектно смотрятся и отличаются прочностью. Добавление шёлка придаёт нежность и необычные тактильные ощущения.
Ворс при узелковом плетении всегда наклонён в одну сторону: это обусловлено техникой изготовления. Поэтому с одной стороны такой ковер светлее, а на ворсе заметны переливы, другая же сторона немного темнее, с более насыщенным цветом.
Ковры ручной работы не совсем симметричны. На первый взгляд это можно не заметить, но если приглядеться, или замерить стороны, можно обнаружить, что точная геометрия не соблюдена. Это также объясняется техникой плетения: мастер периодически уплотняет ряды, поэтому та сторона, с которой начата работа, слегка шире.
Для ковров, изготовленных вручную, характерен абраш — неравномерно окрашенные нити по всей поверхности. Однако нужно учитывать, что такой эффект встречается и в современных машинных изделиях, когда они состариваются вручную, для придания винтажного вида.
Важная характеристика ковровых изделий, деланных вручную: со временем их качества только улучшаются. Они не выцветают и не тускнеют, становясь мягче и приятней на ощупь.
Есть три основные категории коров:
- Узелковые, или плетёные, их уже не один век производят восточные страны. Иранские ковры считаются наиболее сложными в производстве, и в то же время — самыми красивыми. Процесс изготовления узелковых ковров может продолжаться не один год.
- Ручной тафтинг — это вшивание нитей в подготовленную основу с последующим приклеиванием второй — скрепляющей основы. Изделия делятся на петельные, длинноворсовые и скульптурные, в которых длина ворса различается в соответствии с рисунком.
- Безворсовые ковры ткутся на станках с одновременным плетением основы и поперечных нитей.
Использование только натуральных нитей делает ковры упругими, сохраняющими гибкость не только при скатывании, но и при сложении. Изделия машинной работы этими свойствами не обладают.
Что влияет на цену ковров ручной работы
В первую очередь, это материал. Шелковые изделия обычно дороже шерстяных, так как позволяют создать детализованный сложный орнамент. Чем больше ковёр ручного изготовления, тем больше требуется материалов и трудозатрат на его изготовление.
Авторские изделия стоят дороже традиционных, так как отличаются творческой фантазией мастера. Авторский ковёр ручной работы способен полностью изменить интерьер.
Не менее важна сложность исполнения, обилие мелких деталей. Необычная игра красок требует много времени на выполнение. Результат такой работы не только украшение интерьера, но и уникальное произведение искусства.