Дарья Савельева: «Иногда лучше ранить»

0
122

Звезда фильма «Привет, мама!» рассказала, почему до сих пор одинока

Дарья Савельева: «Иногда лучше ранить»

— Дарья, летом на кинофестивале в Выборге вы получили приз за лучшую женскую роль в фильме «Привет, мама!» режиссера Или Малаховой. В ноябре картина как раз выйдет в российский прокат.

— Все верно, это мой второй приз после полного метра Наталии Мещаниновой «Комбинат «Надежда», где я тоже была отмечена. И еще важно сказать, что европейская премьера «Привет, мама!» состоялась в официальной программе одного из наиболее престижных международных кинофестивалей в Сан-Себастьяне. Я в этом году обошлась без отпуска, а тут в конце сентября оказалась на море, в Испании, в городе со множеством ресторанов, удостоенных звезды «Мишлен», еще и со своим кино. Чудо, да и только! (Улыбается.)

— У вас главная роль Киры, почти вашей ровесницы. Она живет с младшей сестрой, которую играет Аглая Тарасова, и ее дочерями и мечтает лишь о том, чтобы мать, сначала выгнавшая сестер из дома, а потом пропавшая, вернулась. Вас зацепил этот сюжет прежде всего?

— Конечно, но, когда мы встретились с режиссером Илей Малаховой, выяснилось, что я совершенно другая по типажу, по психотипу, кардинально отличаюсь от героини, которую она придумала. Однако мы проиграли пару сцен, после чего Иля дала мне прочитать вслух какие-то просто от руки написанные поэтические монологи в разговорном жанре, типа «ты едешь в электричке, горят огни, ветер такой холодный, я думаю о тебе». Я это сделала, мы посидели, покурили и разошлись. А потом раздался звонок с известием о моем утверждении на роль. Я была удивлена, поскольку эта девушка совсем не я.

— Всегда была уверена, что актеры, наоборот, стремятся к ролям на сопротивление…

— Знаете, по-разному бывает. Понятно, что в каждом из нас тысяча молодцов и тысяча девиц, и найти некие параллели всегда можно. И я очень благодарна Иле, что она раскрыла во мне те качества, которые были запрятаны глубоко. Моя Кира инфантильна, она как принцесса, не хочет покидать детство, и это способ ее защиты.

— А вы в детство не хотели бы вернуться?

— Нет, не хочу. Слушайте, каждый человек в душе ребенок, тем более творческий. Взрослеть всем страшно, это больно, это ответственность, но это надо делать — обстоятельства неизменно ставят каждого в такие условия, что однажды уже приходится отвечать за себя и за своих близких. Лично про себя могу сказать, что я лавирую между безмятежным состоянием подростка и абсолютно серьезными, взвешенными решениями взрослого. Вот, не далее как вчера у меня сломалась машина, и первая реакция была исключительно девчоночья — я разревелась, с жалостью к себе, что устала со всем справляться одна, а тут еще и эта беда. Но потом собралась, вызвала эвакуатор и спокойно отправилась в автосервис. Так что, возвращаясь к фильму, скажу, что он очень нужен женщинам прежде всего. Правда, и на мужчин произведет впечатление. Человек же текуч, изменчив, и ему свойственны разные проявления. Порой нам только чудится, что мы себя отлично знаем, а на самом деле — нет.

— Вы прямо философ. Вот Спиноза говорил, что, если вы хотите, чтобы жизнь вам улыбалась, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Вы солнечная, это словно про вас…

— Тоже все не так однозначно. Я жизнестойкая, веселая, но порой и ипохондриком бываю, и депрессии накатывают. Но это временные состояния. В целом я люблю жизнь, людей, праздники. И я умею прислушиваться к знакам, которые мне подает Вселенная. Вот опять-таки судьбоносная встреча с Малаховой, съемка в ее родном Санкт-Петербурге, на Финском заливе, даже в ее квартире, с ее детьми… Мы теперь дружим, и для меня этот человек — отдельная планета. Не представляете, как она чувствует актеров, какую небывалую свободу дарит в кадре, чутко реагирует на предложения, не отвергает, пробует. И эта роль научила меня быть более внимательной к родным, чаще их обнимать, говорить слова любви, заботиться не только в масштабном, но и по пустякам — кофе лишний раз принести, допустим.

— Любите авторское, фестивальное кино за глубину исследуемых проблем?

— Оно сложносочиненное и открывает правду жизни. Кинокартина не зря же называется художественным полотном, куда каждый привносит свою краску — режиссер свое высказывание, актеры — свою природу, а зрители — восприятие. У меня, кстати, точечная фильмография — везет с режиссерами, с партнерами, с качественным материалом. Есть замечательные проекты — «Сердце мира», «Комбинат ‘Надежда», «Красные браслеты», «Обычная женщина», «Картонная пристань», «Выжившие», «Люся». И я никогда не вынашивала в себе мечту о какой-то конкретной роли. Мне интересно играть судьбу, в которой можно покопаться. Именно ее драматургия важнее самой сюжетной линии. Бывает же текст плохо написан, его приходится перерабатывать… Но если уж совсем никуда не годится, история невнятная, идущая лишь по первому плану, и режиссер явно не настроен давать тебе вскрывать еще какие-то пласты, то я отказываюсь, безусловно. Открыта я к разным жанрам, а жизнь покажет… Но я настроена так, что то, что ко мне приходит, это и есть мое. И я радуюсь и одновременно страшусь реализации. Между прочим, никогда не беру проекты в параллель. Но уважаю коллег, которые могут так виртуозно, технически переключаться. Все мы разные, и в этом и счастье, так что на этот счет у меня свой подход. (Улыбается.)

— Получается, вы не про деньги?

— А кто знает? Вот возьму сейчас ипотеку, и, быть может, все изменится. (Улыбается.) Я уже присматриваю себе жилье на севере, по зеленой ветке метро «Аэропорт», «Сокол» и далее — там парки, можно и с собачками погулять, и в парке посидеть.

— Вы родились в Подмосковье, верно?

— Да, в Раменском. Живу со своими четырьмя собаками. Я собачник со стажем, и это моя любимая тема. Собаки многому меня учат. Той же ответственности. Я вот не могу себе позволить где-то загулять, пропасть из вида, так как их нужно выгуливать и кормить. Но никто и никогда не будет на тебя так смотреть, как твои преданные псы. С каким восторгом они меня встречают! У меня живет целая семья русских той-терьеров — рыжий Эдвард (я его купила пятнадцать лет назад), потом Йоко, я ее взяла из приюта для компании своему мальчику, и их дети — Мира и Бруно. Когда спрашивают, где живу, то отвечаю: в стае! (Улыбается.)

— О, тогда это означает, что вы человек команды.

— Вы правы. Но и в уединении нуждаюсь. Мне важно какие-то дни отдыхать дома, быть в своем мире, ни с кем не общаться, кроме ближайших друзей, разумеется. Я не любительница готовить, поэтому я прихожу в гости к друзьям. Устраиваем камерные застолья, на которых обсуждаем не только искусство, но и куропатку на гриле, например. (Улыбается.) Меня распирает гордость за моих прекрасных, одаренных товарищей. Это все моя жизнь, и меня питает, наполняет энергией такая предсказуемая повседневность. Нравится прийти уставшей к себе домой, где уютно, чисто, идеальный порядок, есть свои ритуалы… Складываются какие-то пазлы, и они меня гармонизируют. Недавно я по настроению пересмотрела «Сияние» Стенли Кубрика, мне этого показалось мало, и я начала смотреть документальные фильмы о нем, что и как он хотел сказать. Буквально до четырех утра длился киномарафон. А бывает, я читаю стихи и, если они со мной созвучны, воспринимаю это как знак. Вы только послушайте, как точен Тютчев: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется, И нам сочувствие дается, как нам дается благодать».

— Какого мужчину вы бы хотели видеть рядом с собой?

— Для меня определяющим фактором является честность. Мужчина не должен бояться говорить о своих чувствах: и когда они пришли, и, увы, когда ушли, тоже. Не быть лгуном, не фальшивить, не копить негатив в себе. Уверена, что порой лучше ранить, нежели держать около себя женщину, в которую уже не влюблен. То есть выяснять отношения стоит, как и уметь договариваться. Если мне встретится мой человек, я буду счастлива, но если такого не произойдет, это не катастрофа, я готова и к такому варианту тоже — не нахожусь в активном поиске своего героя. Никогда у меня не существовало идеи-фикс, поскорее напялить, извините за жаргон, белое подвенечное платье. Мне это не надо.

— А вы влюбчивая по натуре?

— Нет, не романтик, очень осторожная и никогда не проявляю первая симпатию. Считаю, что настоящий мужчина это тот, кто не боится своих действий по отношению к женщине — поступает прямо, открыто и, главное, конкретно. Туманность и недосказанность напрягает. Нужно сразу понимать, на что человек нацелен, ведь можно сильно обжечься. Ясно, что любовь — всегда боль, нельзя ничего запрограммировать заранее, но желательно, чтобы хотя бы на старте все было правильно.

— Театральных подмостков пока не наблюдается в вашей биографии…

— Не размышляла еще в эту сторону, так как предложений не поступало. Но была бы не против, если вдруг задействуют в антрепризе. Любопытно попробовать, испытать себя. Но не могу сказать, что без театра тоскую, нет. Мне приходят же отличные сценарии, от которых я загораюсь. Вот недавно закончила сниматься у Евгения Емелина во втором сезоне «Выживших», поэтому такая яркая блондинка. (Улыбается.) Кроме того, в новом сезоне должны выйти фильмы «Привет, мама» Или Малаховой, «Каникулы» Анны Кузнецовой, «Кликушество» Ивана Твердовского. А насчет дальнейших планов — будет видно, самой интересно.

— Когда играешь рядом с талантливыми партнерами — Надеждой Михалковой, Михаилом Ефремовым, Данилой Козловским, Алексеем Филимоновым — это как высшая школа? Многому учит?

— А как же! Я никогда не набиваюсь им в друзья, лишь вежливо здороваюсь, но за тем, как они работают, наблюдаю. Они все крутые невероятно!

— Вы окончили Институт современного искусства, где вашим наставником был Евгений Вениаминович Радомысленский, который учил и Владимира Стержакова, и Гошу Куценко… Но почему именно такой выбор вуза — не традиционного театрального?

— А тут все банально — в другие не поступила. В Школе-студии МХАТ прошла до конца, мне предложили платное обучение, но финансов не было. Я расстроилась, пропустила год, отправилась затем в Институт экономики, но там мне было плохо, я выдержала лишь месяцев шесть… Лишь позже я удачно вырулила на свою тропу. И к существованию в профессии менялось отношение. Сначала, в институте, играла вроде как по верхам, на органике, и только к выпуску почувствовала собственный рост, когда поняла, как надо работать над ролью.

— Расскажите про родителей, они у вас технари?

— Да, окончили Горный институт, инженеры. С мамой мы лучшие подруги, она у меня изящная, женственная блондинка с голубыми глазами по имени Лира, очень ее люблю. (Улыбается.) С папой они давно развелись, мы редко общаемся, но с праздниками друг друга поздравляем.

— Вы росли послушным ребенком?

— Своенравным. Играла с нашей дворовой компанией в казаки-разбойники, и знаете, замечательно, что это было время без гаджетов, когда мы разбирались друг с другом глаза в глаза, страх, гнев ощущался на физическом уровне, и звали друг друга гулять криками. Я жила на пятом этаже, и мое имя орали особенно громко. А сегодня все с телефонами, на дистанции. Парень одной моей знакомой, с которым она жила два года, сообщил ей о расставании в ватсапе. То есть утром они проснулись, пошли на работу, а днем она получила сообщение, что они не подходят друг другу. Какая-то другая эра наступила.

— Скажите, вы в раннем возрасте определились, что станете актрисой?

— Ни в какие театральные студии я не ходила, но дома фантазировала, играла сама с собой после просмотренных мультфильмов и во всех школьных мероприятиях участвовала, даже стихи сочиняла — находило озарение. С радостью выходила на сцену, мне было весело, все кругом отмечали, что у меня получается и петь, и танцевать. К танцам действительно всегда была неравнодушна, чувствую темпоритм. И к пению тянет — пою в некоторых своих проектах, хотя для меня это неизменный стресс. Мне же нравится другого рода пение — актерское, шепотом, с придыханием. (Улыбается.)

— Как вы учились в школе?

— Нормально, «тройки» тоже были. Только математику ненавидела. Однажды заявила учительнице: «Деньги я научилась считать, и больше мне ваш предмет не нужен». Зато три года я посещала музыкальную школу по классу фортепьяно, а также увлекалась бегом — участвовала даже в районных соревнованиях, где представляла нашу школу.

— И сейчас вовлекаетесь в марафоны?

— Нет, мне тридцать пять лет, у меня уже коленки болят. А подростком я с удовольствием еще плавала, каталась на коньках. Много позже освоила горные лыжи и влюбилась в этот спорт. А сегодня мой фаворит — эндуро. Это такая дисциплина мотоспорта, которая предполагает агрессивный стиль езды по бездорожью или на специализированных трассах, начиненных бревнами, валунами и другими сложными препятствиями. Это такой кайф! Безумный адреналин! Я надеваю перчатки, шлем, всю экипировку, становлюсь похожа на сурового самурая и разряжаюсь от напряженных будней. Это опасное хобби наполняет энергией. Скорее всего, у меня мужской характер (улыбается), мне нравится следить за собой на скорости, чтобы не разбиться. Но я пока еще новичок, ношусь по песку, по полям и осваиваю азы в мотоклубе в Жостове. При этом забавно, что и пенсионерский сапборд, эта надувная лодка с веслом, где медитативно плывешь, стоя сохраняя равновесие, мне тоже вполне симпатична — умиротворяет. (Улыбается.) Я предаюсь этому занятию обычно на Плещеевом озере в Переславле-Залесском и живу там в эко-отеле.

— Вы путешественница?

— Не то слово! Как правило, отправляюсь на море, но тут мы с подругой поехали на Алтай, поднимались высоко в горы, слушали тишину, когда аж в ушах звенит, и я нашла для себя место силы. Вернулась наполненной. Примерно то же самое ощутила и на Домбае. Величие гор, их душа меня покоряет.

— Насколько вы зависимы от материальных благ?

— Я не транжира, не шопоголик, но обожаю делать подарки. Могу маме спонтанно купить модную сумку. Или себе очередное растение. У меня же дома настоящий зимний сад, очень много цветов — замиокулькас, бонсай, четыре комнатных пальмы — юкки. На фоне белых стен они хорошо смотрятся. Еще есть две картины актрисы Натальи Палагушкиной — морское побережье до бури и после — нежно-голубая и темно-серая. Такой лаконичный у меня декор, поскольку я против, когда отвлекает слишком уж большое количество деталей. Я все-таки приверженец строгого минимализма. Но поскольку мне не хватает воды, на днях я себе еще установила аквариум с рыбами. Такой у меня райский уголок получился. Скажу больше, чтобы и рядом царила красота, я высадила туи в палисаднике под балконом, и теперь любуюсь. Но также хочу сказать, что не стоит забывать и про гармонию тела. У нас с моей подругой Екатериной (мы дружим с первого класса) есть еженедельный ритуал — поход в баню, как говорится, по всем канонам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь