Оформить онлайн кредит так просто, достаточно зайти на официальный сайт, заполнить форму и ввести код, далее — забрать деньги на карту. Но у комфортного электронного сервиса есть и обратная сторона медали – мошенничество. С новыми технологиями очень просто получить доступ к персональным данным пользователя: паспорту, паролям от банковских приложений, сообщениям и уведомлениям. В этой статье расскажем, как не стать жертвой мошенников и не выплачивать чужие долги.
Как обычно работают мошенники по кредитам
Существует большое количество схем оформления кредитов на имя другого человека, но чаще всего мошенники пользуются двумя вариантами:
-
Заявка на основании чужих личных сведений. Все люди оставляют копии своего паспорта, СНИЛС, ИНН, сообщают адрес, номер телефона или электронную почту при любом официальном оформлении документов. Если в структуре работают мошенники, они легко воспользуются этим, чтобы взять средства от вашего имени. Подобная афера не подойдет для крупных банков, где каждая заявка проходит тщательную проверку, но возможна в случае с микрозаймами по МФО.
-
Фишинг – создание фейковых ресурсов, электронных писем, которые содержат ссылки или окно для регистрации. При переходе по ним клиент сам вводит свое имя, номера документов и, не зная этого, соглашается на займы.
Как повысить безопасность
Защита от кредитных мошенников и других нечестных финансовых махинаций – задача каждого человека, который пользуется системой интернет-банкинга, регистрируется на различных сайтах, совершает покупки через интернет. Для повышения уровня безопасности следует предпринять несколько простых, но важных шагов.
Позаботьтесь о создании надежных паролей
Пароль – обязательное условие для входа в личный кабинет. Код «0000» или любой порядок цифр, будь то «1234» или «9876» не является надежным. Его легко определить и воспользоваться в мошеннических целях. Если система требует четырехзначный цифирный код, воспользуйтесь хаотичной последовательностью. Если включены только цифры, используйте все допустимые символы.
Активируйте двухфакторную аутентификацию
Один пароль – хорошо, а двухфакторная аутентификация – лучше. Подключите эту услугу для входа в банковские приложения и на сайты где хранятся ваши персональные данные. Помимо цифр и букв, необходимо будет подтвердить действие кодом из СМС. Так вы повысите уровень защиты, и у мошенников будет минимум шансов на реализацию схем.
Осторожнее с защитой в соцсетях
Не раскрывайте свои личные данные в социальных сетях. Не указывайте полную дату рождения, телефон, отчество. Публикуйте минимум информации, сообщайте только общеизвестные факты о себе.
Подготовьтесь к возможным атакам аферистов
Если вы подозреваете, что стали жертвой мошенников, не ждите самостоятельного разрешения вопроса. Даже если после подозрительного телефонного звонка на вас не оформили заем, у злоумышленников могла появиться возможность воспользоваться деньгами с ваших карт или счетов. Позвоните в банк, сообщите об эпизоде и заблокируйте банковские продукты. После этого смените все коды для защиты остальных сведений, и закажите новые карты.
Защита от аферистов по займам, использующих фишинговые схемы
В наиболее крупных аферах используется фишинг. Так злоумышленники получают полный доступ к персональным данным клиента, потенциальная жертва сама соглашается на кредитование.
Чтобы защититься следуйте советам:
-
Обращайте внимание на ссылку, в написании названий кредиторов не должно быть грамматических ошибок или непривычных или странных адресов сайтов. В строке поиска обязательно должно присутствовать изображение закрытого замка, это означает, что с порталом установлено безопасное соединение. Никогда не переходите по ссылкам из рассылок или от незнакомых пользователей.
-
Не передавайте цифры из СМС, номер паспорта, СНИЛС, если это просят сделать по телефону.
-
Если необходимо обновить сведения в системе или заказать услугу, делайте это только в отделении, через приложение или официальный ресурс.
-
Если вам позвонили с незнакомого телефона и представились сотрудником, не разговаривайте. Для уточнения причин звонка перезвоните в банк самостоятельно или напишите оператору техподдержки.
-
Следите за новыми мошенническими методами, их способы постоянно совершенствуются.
-
Не паникуйте и не теряйтесь в ситуации со звонками или обращениями по другим каналам связи. В случае с аферой сразу перезвоните в финансовую компанию.
Что нужно знать при заполнении заявок
Заполнение онлайн заявок – процедура, которая сопровождается риском. Чтобы случайно не обратиться к мошенникам вместо лицензированного банка или микрофинансовой компании, проверяйте источник. Заходите только в официальное приложение или на сайт. Если подбираете продукт самостоятельно, используйте только агрегаторы, а не поиск в браузере.
Банковские структуры запрашивают стандартный пакет документов. Обычно это серия и номер паспорта, СНИЛС, ИНН, справка о доходах. Если у вас требуют иные справки, немедленно прекратите общение. Заполняйте анкеты только с личного компьютера или смартфона, никогда не используйте чужие устройства, рабочие машины или ПК в компьютерных клубах.
Если на каком-то этапе вы передумали сотрудничать с финансовой организацией, удалите всю введенную информацию перед закрытием окна.
Что делать, чтобы не нарваться на злоумышленников по кредиту
-
Проверяйте свою кредитную историю. Дважды за год можно узнать информацию из БКИ бесплатно, этого достаточно для обычного контроля, выявления запросов или активности, которую вы не проявляли.
-
Следите за операциями по своим картам. При обнаружении подозрительных переводов, поступлении или снятии денег, о которых вы не знаете, обратитесь в службу поддержки.
-
Храните всю информацию, которую получили при попытке или совершении мошенничества. Она станут доказательством вашей невиновности при разборе ситуации.
Подводим итоги по финансовой защите
Аферисты по кредитам постоянно разрабатывают и внедряют новые схемы, но защититься реально. Чтобы не стать их жертвой, следите за своими документами, никогда не оставляйте оригинал удостоверений личности в залог. Сначала измените ПИН, используйте сложные и нетипичные комбинации. Не передавайте третьим лицам коды из СМС, не переходите по посторонним ссылкам и минимум 2 раза в год проверяйте свою историю в бюро через Госуслуги.