Перед началом освоения школьного материала детям необходимо овладеть навыками социального развития, такими как: общение, самостоятельность, сотрудничество, самоконтроль, уверенность, отзывчивость. Недостаточно развитые навыки взаимодействия в социуме могут стать причиной конфликтов, социальной изоляции.
Родители, воспитатели и учителя должны проработать с детьми следующие умения:
- Сотрудничество. В дошкольном возрасте дети в основном взаимодействуют в ходе игры. Поощряйте командные, ролевые игры, песни и танцы, учите сопереживанию. Научите ребенка понимать чужие эмоции, так малыш будет знать, например, если его друга обидели или он грустит, ему нужно предложить свою помощь и поддержку. Лучше начать, конечно же, с изучения своих эмоций, затем применять этот навык к другим.
- Самооценка и уверенность в своих силах. Взрослым следует сформировать у ребенка позитивный настрой к себе как к личности и участнику социальных отношений. Зачастую из-за неуверенности в себе ребенок боится идти на контакт, так как думает, что другие ребята ему откажут. Предложите понаблюдать как играют другие, подумайте вместе с малышом, какую роль он отвел бы себе в этой игре, чем он может быть полезен. Влиться в большую группу детей может быть сложным, поэтому для начала можно предложить поиграть с кем-либо вдвоем. Однако дети должны терпеть неудачи, совершать ошибки, ведь это абсолютно нормально. Подобный опыт заставит ребенка пробовать свои силы снова и снова, возможно, просить помощи, выражать свою точку зрения. И когда малыш добьется желаемого результата, он будет знать, что может достичь поставленной цели пусть не сразу, совершая ошибки, но от этого его уверенность в себе только возрастет.
- Общение. Для некоторых заводить друзей и налаживать контакты очень просто, но есть дети, для которых общение вызывает стресс. Не нужно считать такое поведение недостатком, ребенку нужно помочь и лучше показать, как строится диалог на своем примере. Позовите знакомых в гости, так малыш увидит, как устанавливать взаимоотношения, как вести диалог, или используйте игры. Интересуйтесь мнением ребенка и спрашивайте его совета.
- Самоконтроль. В обществе существуют определенные правила поведения, например, правила этикета. В задачи родителей и воспитателей входит ознакомить ребенка с этими нормами и объяснить, как важно им следовать.
Наилучшим способом донесения до ребенка социальных установок является игра, поскольку такая форма для него привычна. Дети с младенчества получают знания, развиваются физически с помощью игр. Например, в центрах детских языковых клубов «Полиглотики» практически все задания преподносятся в игровой форме. Дети в малых группах учатся взаимодействию друг с другом, изучая при этом иностранный язык. Ребята взаимодействуют между собой ставя сценки, когда поют песни и танцуют, во время создания поделок и не только.
Ребенок, который достаточно социально развит, не будет иметь проблем в общении со сверстниками и заведет друзей. Взрослые в свою очередь должны на своем примере показать, как легко можно найти общий язык с окружающими.