Мария Смольникова: «Первые три дня после отъезда Крымова я плакала»

0
177

Звезда сериала «Начальник разведки» — о времени, себе, муже-актере и воспитании сына

Мария Смольникова: «Первые три дня после отъезда Крымова я плакала»

Мария Смольникова производит сильное впечатление не только своей игрой на сцене (она дважды лауреат премии «Золотая маска»), но и в жизни — манерой общения, речью. И долго еще потом вспоминаешь беседу, находя в ней новые смыслы. О времени и о себе — в интервью актрисы журналу «Атмосфера».

— Мария, вас часто называют девушкой из другой эпохи. Как думаете, родись вы раньше на сто лет, ощущали бы себя органичнее?

— Не знаю, в каждой эпохе свои преимущества и свои минусы. Сейчас ритм жизни стал быстрее, не тратится столько времени на обработку переживаний, которые, может, и не стоят того. Наверное, есть какая-то тоска по прошлому, в котором не было еще таких высоких технологических достижений, но они не отвлекали человека от человека.

— И отношение к женщине было более галантное.

— Да, но при том у нее было гораздо меньше свободы. Я верю, что мир все-таки стремится к гармонии. Но на этом пути впадает то в одну крайность, то в другую. Если бы я жила в прошлом веке, мне бы не хватало свободы для познания собственной личности. Думаю, я все равно была бы очень деятельной барышней, ходила бы на учебные курсы, возможно, преподавала. (Улыбается.)

— У вас была возможность погрузиться в предлагаемые обстоятельства. В телесериале «Шаляпин», премьера которого скоро ожидается на телеканале «Россия», вы играете первую жену великого певца, Иолу Торнаги.

— Да, она была примой европейских театров. Мне пришлось учить бальный танец, и у меня была дублерша, балерина. Я помню, как смотрела на ее натруженные ноги, мозоли и понимала, какой это колоссальный труд, чтобы с такой кажущейся легкостью порхать на сцене. А как-то она упала, подвернула ногу, сидела, приложив лед к больному месту, но не жаловалась. Говорила только, что надо к вечеру прийти в форму, потому что спектакль… Для меня эта эмоциональная сдержанность была поразительна. Гораздо чаще приходится наблюдать другое: истерики, агрессию в адрес другого человека. Порой наши переживания не имеют под собой таких внушительных оснований, чтобы сбрасывать весь этот эмоциональный мусор на тех, кто рядом. Сдержанность, интеллигентность в своих проявлениях была как раз свойственна людям той эпохи — почему меня и зацепил описанный эпизод. Какая-то была раньше деликатность, удивительная культура — разумеется, это касалось образованных сословий.

— Может, лишившись того, что ее питало, она перестала и ему быть интересной?

— Он полюбил королеву, приму, звезду. Видимо, она ожидала от него большей отдачи за принесенную ею большую жертву. А он воспринял это как нечто само собой разумеющееся. Но она не была обычной женщиной, просто женой и матерью. Она привыкла к обожанию, поклонению, а прима в семье может быть только одна. И этой примой был Шаляпин. Разумеется, он великий человек. Прочитав его книгу, я была поражена, какую реформу театра он задумал и хотел осуществить. Его пытались задавить, поставить на место, а он отстаивал свое мнение, и это вызывает огромное уважение. Налаженная устоявшаяся структура должна со временем измениться, потому что меняется сама жизнь. Это чувствуют молодые свежие умы, именно они стремятся привнести новизну, этот язык, который будет звучать завтра, но, к сожалению, их порой не воспринимают серьезно, подвергают критике. Единицам удается совершить свои революции. Когда я понимаю, что ничего не открываю, никому не помогаю, а просто бездумно выполняю поставленную задачу, я начинаю ощущать, что не живу, а существую. Это невероятно угнетает.

— Вас называли музой режиссера Дмитрия Крымова. Но вы признались, что ваш путь был непростым, негладким. Почему?

— Мы были друг другу интересны, но союз сложился не сразу. Когда я еще училась на втором курсе театрального института, а Дмитрий Анатольевич был нашим мастером, он пригласил меня в свой спектакль — и я с радостью согласилась. Потом он предложил еще одну работу… Я понимала, что театр Дмитрия Анатольевича меня очень привлекает, но мечтала немного о другом, о единении художественного и психологического театра. У Крымова потрясающие спектакли с точки зрения художественного, технического воплощения, но артиста там не так много. Помню, шла репетиция «Русского блюза». У меня был монолог, и Дмитрий Анатольевич сказал, что в конце него я должна заплакать. А я почти в сердцах воскликнула: «А если я не заплачу?!» В этом крике на самом деле заключалась просьба: ну разберите со мной подробнее эту сцену, поработайте со мной. Но он не понял. Он ответил: «А если я спектакль не поставлю?! Разве можно так говорить? Это непрофессионально». Это был очень болезненный для меня инцидент, после которого я задумалась, могу ли дальше продолжать с ним работать, интересно ли мне это. Может быть, пойти в какой-то другой театр? Но потом были летние каникулы, я позанималась с психологом, и мы, в частности, обсудили эту историю. Я поняла, что действительно повела себя не как профессионал, подошла к Крымову и попросила у него извинения. Я думала, он меня не простит. Но он потихоньку оттаял. И как-то спросил меня: «А что бы тебе было интересно сыграть?» И я назвала несколько пьес, в том числе «Позднюю любовь» и «Анну Каренину». К моему удивлению, он стал ставить «Позднюю любовь» — и это был актерский спектакль, и сделан так тонко, глубоко. Это был какой-то новый рубеж в нашем театре. Я не хочу, чтобы вы подумали, что я не восхищалась его художественным театром. Он меня восхищал, но как актриса я понимала, что только этого мне недостаточно. И вот такое произошло чудо. Дмитрий Анатольевич признался, что ему самому захотелось обратить больше внимания на актеров.

— Вы раньше рассказывали, что придумываете себе персонажей и можете, например, провести обед, общаясь так, как это бы делали они.

— Это было раньше. (Улыбается.) Сейчас не до игр, к сожалению. Очень скучаю по тому времени.

— С рождением ребенка жизнь женщины делится на «до» и «после». Вашему сыну уже три года, если не ошибаюсь?

— Да, три с половиной, и мне сейчас с ним гораздо интереснее взаимодействовать. Он уже хорошо разговаривает, о чем-то рассуждает. А раньше лежал такой малыш в кроватке и плакал, не спал ночами. Бессонные ночи — это очень тяжело.

— Вы рано вышли из декретного отпуска?

— Декрета как такового не было. Два месяца посидела с ребенком, потом понемногу начала возвращаться в спектакли. Был выпуск «Бориса Годунова», начались гастроли. Мы поговорили с мужем, и он сказал, что это ребенок входит в нашу жизнь, а не мы должны ее полностью менять. Хотя все равно приходится подстраиваться под малыша, чем-то жертвовать. Я привыкла очень много отдавать профессии — не только во время репетиций, на сцене, но и дома. После рождения сына об этом пришлось забыть. Дома стараюсь заниматься только им. Лишь иногда удается выкроить час-другой, чтобы выучить текст роли, подумать над ней. И я всегда переживаю, что это скажется на качестве моей работы и мне будет стыдно. В то же время испытываю чувство стыда и перед малышом, которому нужны забота, любовь и внимание мамы. Потихоньку учусь распределяться. Интересный жизненный опыт — приходится отпускать многие вещи, доверять течению жизни, быть в моменте и не откладывать ничего на потом.

— Как в современном мире воспитывать мальчика?

— Я исключаю приказной тон — мне кажется, это жестоко и в этом нет любви. Говорю с сыном как с равным. Разумеется, в три года он еще не все понимает. Но стараюсь проявить изобретательность, чтобы найти способ донести до него свою мысль. На мой взгляд, нужно избегать клише: мальчики не плачут, они должны быть сильными. Плач — выражение эмоций, это нормально. Но эмоции можно переключить: поплакали, посердились, обнялись, поговорили, придумали интересную игру. Так ребенок понимает, что эмоции должны проявляться, в них нужно разобраться и действовать дальше. Недавно мы вместе ехали в маршрутке, и сын долго не мог определиться, на какое место сесть. В итоге мы оказались там, где он сидеть не очень хотел. А у окошка занял место мужчина, и сын стал показывать: я хочу туда! Я стала ему объяснять, что надо было раньше делать выбор. Он капризничал. Мужчину это раздражало. Не выдержал, встал, но при этом сказал: «Что вы с ним сюсюкаете? Ремня ему надо!» И женщина, сидевшая рядом, тоже стала поддакивать: «Ремня!» А ведь ребенок ничего особенного не сделал, откуда такая неадекватная агрессия? Избить его — за что? Я понимаю, что этих людей, видимо, самих так воспитывали в детстве. Нет примера другого, доброго, поведения и легкости восприятия происходящего. Старалась успокоиться и радоваться, что сын сидит на том месте, где хотел.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь